В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
Деятели русской культуры XIV–XV вв.
Сильвестр (священник московского Благовещенского собора), его книга «Домострой» – обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.
Афанасий Никитин (купец), его книга описание путешествия «Хождение за три моря»
А. Курбский (военачальник, политический деятель) – письма к Ивану Грозному
Живопись: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный.
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи. В произведениях культуры отражались исторические события, в них (произведениях) преобладала героическая тематика. Но в то же время все больше проявлялся интерес к человеку, его внутреннему миру.
Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.
Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с огня.
Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом — бронзовым, а затем веком железным:
Железный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.
Бро́нзовый век — эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Вероятно, славяне были первыми народами, которые расселились на территории, занимаемой сейчас поляками. Об этом свидетельствуют данные археологических культур, найденных в этих землях. Археологические данные свидетельствуют и о том, что славяне до VIII века практически не имели социально-культурных контактов с другими народами. Этим объясняется то, что первые достоверные сведения о западных славянах, в частности о предках поляков, относятся к VIII веку. В это время на их территорию начинают проникать варяги, для защиты от которых славяне создают небольшие государственные объединения. Западнославянские племена, образовавшие впоследствии польскую народность (поляне, висляне, любушане, слензане (силезцы) , ополяне, дзядошане, лендзицы, мазовшане и другие) , занимали территорию от Нижней Эльбы и Одера на западе до среднего течения Нарвы, Западного Буга, Вепша и Сана (правые притоки Вислы) на востоке. На юге территории польских племен простирались до истоков Одера, Дунайца, Вислока и Вислы, а на севере – до Балтийского моря. В целом эта территория соответствует и современным границам Польши. Одному из наиболее активных племен – полянам, селившимся по течению рек Варты и нижнего Одера и создавшим своё государство, – обязаны поляки своим этническим наименованием.
Болеслав Храбрый. Гравюра XVI в. Впервые имя полян появляется в конце Х – начале XI века в одном из латинских житий, где польский князь Болеслав Храбрый (992 – 1025) именуется dux Palanorum, то есть «вождь полян» . Древние хроники сообщают, что около 840 года легендарным королем Пястом было образовано первое польское государство, однако это единственное свидетельство не подтверждается больше никакими документами. Первым исторически достоверным правителем Польши был отец Болеслава Храброго - Мешко I из династии Пястов (960–992), который в 966 году заключил династический брак с чешской принцессой Дубравкой и принял христианство. Принимает христианство по римско-католическому образцу и польская знать, а затем, на протяжении какого-то времени, и весь польский народ. С начала XI века, как и многие средневековые правители, Мешко I, а затем и Болеслав Храбрый ведут политику экспансии, стараясь расширить пределы государства во всех направлениях. Польша пытается распространить свою власть и в Богемии, и в Германии, но главным направлением приращения территорий становится северо-восток и восток. К Великой Польше в 988 присоединяются Силезия и в 990 – Моравия, в первой четверти XI века власть Польши устанавливается на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. В 1025 году Болеслав принял титул короля, но после его смерти усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и
С 30-х годов XII века начинается ослабление польского государства, которое вступает в период феодальной раздробленности, а во второй половине XII века Польша распалась, ряд западных и северо-западных областей отошли под власть немецкого государства.
Объяснение:
Цели и задачи: познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVI в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития российской культуры в XVI в.; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.;
метапредметные УУД— I) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности;
3) познавательные: работать с разными источниками информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры России
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: Слайдовая презентация «Культура и повседневная жизнь народов России XVI в.». Карта России.
Ход.
1.1. Какую роль играл приходской храм для округи?
2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?
3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси
3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
2.1. Горячий стул:
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской
1538—1547 гг. — период боярского правления
1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1581 г. – первый поход в Сибирь Ермака
1558-1583 – Ливонская война
1566-1572 – опричнина
1556 г. — отмена кормлений; принятие
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
1589 г. — учреждение в России патриаршества
15 мая 1591 г. – гибель царевича Дмитрия в Угличе
1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова
III. Изучение нового материала по плану.
1. Особенности развития культуры России в XVI в,
2. Просвещение.
3. Начало книгопечатания.
4. Летописание. Исторические произведения.
5. Публицистика. Светская литература.
6. Архитектура.
7. Изобразительное искусство.
8. Музыкальная культура.
9. Религиозные праздники и повседневный быт.