Иоганн Кеплер открыл простые математические законы для описания планетных движений. Кеплер был ассистентом Тихо Браге -- лучшего астронома-наблюдателя своей эпохи. Путем анализа данных наблюдений Тихо Браге, Кеплер установил, что орбиты планет представляют собой эллипсы (первый закон Кеплера), что скорость движения планеты по орбите обратно пропорциональна расстоянию от Солнца (второй закон Кеплера) и что период обращения тем больше, чем дальше орбита находится от Солнца (третий закон Кеплера). При жизни Кеплера (1571--1630) был изобретен телескоп, а сам Кеплер был одним из немногих людей, открыто поддержавших открытия Галилея и коперниканскую системы мира, согласно которой планеты обращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли.
27 Января 2016
ПредыдущийСледующий
Социальная структура казахского общества в XVIII – середине XIX вв. имела своеобразные традиционные черты.
В основе деления населения на сословно-классовые группы лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение.
Российский востоковед А.К. Гейнс считал, что у казахов общественные связи были основаны на личной выгоде и общей безопасности. Первоначально несколько семейств объединялось и образовывало аулы или улусы, руководимые старейшими и почтеннейшими из среды своей; несколько улусов, близких родством, соединялись вместе, образуя удел (тюбя) под управлением особого избранного старшины или бия; несколько уделов составляли отделения (аймак), которые избирали своих начальников; наконец, отделения соединялись в роды (ру). Такие отделения и роды у киргиз весьма многочисленны и имеют особенные названия, происходящие иногда от урочищ, где постоянно эти части орды зимуют, но чаще называются по имени родоначальников и других лиц, заслуживших в своем роде общую известность и знаменитость [1, с.54-55]. Такие объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов.
Таким образом, в основе деления казахского общества на сословно-классовые группы лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ак-суйек (белая кость), представлявшему собой закрытую привилегированную корпорацию, относились Чингизиды: ханы, султаны, торе, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Чингизиды – потомки Чингисхана по мужской линии, не принадлежали ни к каким казахским родам и племенам, они составляли «наднациональную» правящую группу общества.
Деление жителей Казахской степи на социальные группы было обусловлено разными причинами. Во-первых, по происхождению казахская аристократия делится на две группы – ак-суйек и кара-суйек. Во-вторых, по мнению того же А.К. Гейнса, по степени богатства, а именно: по количеству скота кочевое население можно разделить на богатых, посредственных и бедных [1, с.151]. В-третьих, по классовому признаку, казахское население традиционно делят на два класса: баев и шаруа. В свою очередь, каждый класс распадался на несколько групп. В-четвертых, по профессионально-административному признаку, выделялись такие социальные группы как бии и батыры.
Исследователь Казахской степи Я.П. Гавердовский, говоря о социальном делении казахского общества, считал, что казахский народ разделяется на два класса: на дворян и на чернь. К первому классу он относил ханское потомство: султанов, старшин, ходжей, тарханов, именно из них избирались родоправители. Они прежде были богатейшие в орде, пользовалися отличительными правами, но ныне происходящие от черных костей столько же усилились; они часто приобретают себе титул биев и батырей, входят в родство с солтанами и начальствуют многими аулами [2, с.428-429].
Такого же мнения придерживался и А.И.Левшин – «Геродот казахских степей». К белой кости, по его словам, принадлежат только ханы и потомки их, носящие название султанов. Ревностные мусульмане относят сюда же ходжей, или потомков святых угодников магометанского календаря. Черною костию он называл не только простой народ, но даже старейшин и прочих начальников, не имеющих наследственного достоинства [3, с.291-292].
На вершине социальной иерархии казахского общества находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде, но строго фиксированных законом правил о порядке престолонаследия не было, и после смерти хана в степи нередко наступали смутные времена. Хан выполнял следующие функции: распоряжался всеми землями, всей территорией ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали многочисленные советники дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII вв. местами пребывания казахских ханов были Ташкент и Туркестан. Лишь в редких случаях власть казахского хана достигала всей полноты без разделения ее с какими-либо другими политическими силами внутри государства.
Диаграмиа Венна-общечеловеческими словами,это 2 круга,которые заходят друг на друга,в середине,образовывается пространство,куда пишутся сходства,по бокам-их различия.
Я напишу в письменном виде,но вы должны будете написать в диаграмме.
Всё,что касается восстания Жанкожи батыра,я отметила-♠️
Всё,что касается восстания Есет батыра,я отметила-♥️
Где стоит-"♠️♥️",значит сходства.
Различия и сходства.
Во-первых,отличаются причины восстания,не зря народ спровоцировал на какие-либо действия,чтобы образовалось целое восстание.
♠️Причина восстания Жанкожи батыра:Усиление колониальной политики, постоянные набеги Хивы и Бухары, изъятие плодородных земель для Семиреченского казачьего войска, постоянный рост налогов.
♥️Причина восстания Есет батыра:Усиление социального и национального гнета царской администрации; налоговый гнет и рост нефиксированных поборов с казахского населения; постоянные набеги Коканда и Хивы.
Также,имеются отличия между территориями,естественно они тоже отличаются,имеется ввиду,территории,которые полверглись этим восстаниям,на которых они проводились и т.д.
♠️Территория восстания Жанкожи батыра:районы Южного Казахстана.
♥️Территория восстания Есет батыра:Младший жуз, район рек Сагыз и Эмба.
Отличия есть и в последствиях(результатах:поражение,выйгрыш,причины поражения или выйгрыша и т.д.)
♥️♠️Восстания имеют сходство в поражении,но в причинах поражения-есть различия.
♥️♠️А также,восстания имеют сходство в причине:слабое вооружение.
♠️Результат восстания Жанкожи батыра:Предательство части султанов и предводителей родов.
♥️
Результат восстания Есет батыра:Устаревшая тактика.
♥️♠️Основное сходство:Историческая значимость.
Выступления Жанкожи Нурмухамедулы и Есета Котибар-улы имели важное историческое значение. Они были направлены против колониального гнета среднеазиатских ханств и Российской империи. Народные восстания продемонстртровали наличие свободолюбивого духа у казахского народа, его стремление к независимости и свободе. Казахские батыры, жертвуя своей жизнью, сделали попытки противостояния колонизаторам перед началом администратианых реформ 60-х годов XIX века. Эти восстания несколько задержали процесс экспансии царизма на территории государств Средней Азии.
Благодарю за внимание.