Древний Свод законов Руси "Русская правда" начал создаваться при князе Ярославе Мудром. Новый свод законов устанавливал порядок в стране, защищал собственность. А прежде всего защищала администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. Но в ней были статьи отстаивающие право на жизнь и собственность любого жителя Руси, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь. Но жизнь боярина и простого холопа не были равноправны. Если холоп оскорбил хозяина или свободного человека то тот мог безнаказано убить холопа. Если кто-то убил холопа платил виру (штраф). А стоимость княжеской лошади была чуть дешевле жизни холопа, где-то на 2 гривны. Ключевский назвал "Русскую правду" хорошим, на разбитым зеркалом русского права, потому что в ней не было равноправия между богатым и бедным, жизнь простого человека не была так защищена как жизнь и собственность боярина.
Удельный период - это не период раздробленности. Это период владения одного княжеского рода, распределяющего власть по уделам представителям своего рода под властью Великого князя - лучшего среди равных.
«Члены Рирюкова дома, - говорит С. М. Соловьев, - носят исключительно, название князей; оно принадлежало им всем по праву происхождения, не отнимается ни у кого ни в каком случае. Это звание князя, приобретаемое только происхождением от Рирюковой крови, неотъемлемое, не зависящее ни от каких других условий» . Таким образом, династичность государственной власти являлась сама собою. Но о ее единоличности не было мысли. Управительная власть каждого князя была единолична. Но Верховная власть принадлежала всей их совокупности, целому роду.
Таким образом, по условиям нашего социального строя, государственная власть явилась сразу династичной. Тогда еще «на Руси не было одного государя, - говорит г. Соловьев, - в ней владел большой княжеский род» . Социальный строй дал Руси сразу, без труда, без раздумывания, по простой, привычной аналогии, такую государственную династичность, какая в Византии явилась лишь под конец ее существования, да и то в менее благоприятных формах.
Хотя удельное княжение породило у нас аристократию, с которой монархии впоследствии немало пришлось бороться, но прочно заложенная идея династичности высшей власти, впоследствии преобразованная социальными влияниями в династичность семейную, дала монархии одно из необходимейших свойств ее: прочную, ясную наследственность, окончательно устраняющую всякую борьбу за Верховную власть.
Если под государством понимать волю и желания и капризы одного человека - Сталина, то так и было. Но не государство не отказывалось от репрессивной политики, а только его вождь - Иосиф Кровавый. Он с ещё большим напором принялся искоренять инакомыслие в своих "младших" партийных товарищей, которые набрались свободомыслия пройдя половину Европы и посмотрев там на жизнь простых людей. Сталин не мог себе позволить народу усомниться в своей гениальности руководителя СССР. Все те, кто показались ему потенциальными соперниками, пошли в ГУЛАГ или были расстреляны.