свержение абсолютного режима Екатерины II;
освобождение от крепостничества и податей;
всем участникам восстания земель;
1 этап (сентябрь1773-март1774):
неудачная осада Оренбурга в течение 6 месяцев, поражение от войск Екатерины под Татищевой крепостью.
2 этап (апрель-июль 1774):
продвижение войск Пугачева от Оренбурга до Казани, 12-17 июля 1774 года - сражение у Казани, поражение повстанцев.
3 этап (июль1774-январь1775):
движение Пугачева от Казани на юг, осада Царицына, окончившаяся неудачно, 18 сентября 1774 - Пугачев схвачен и выдан властям, 10 января 1775 - казнь Емельяна Пугачева в Москве.
карательного органа отнюдь не означает, что она не боролась с ересями, с передовыми
мыслителями, пытавшимися постичь мир таким, каков он есть. Любая церковь всегда
использует данную ей власть, чтобы подавлять «нежелательные суждения», решительно
пресекать отступления от канонизированных догм, расправляться со свободомыслящими.В этом православная церковь не уступала другим церквам.
Как и католические священнослужители, православное духовенство преследовало
еретиков. Древние летописи донесли до нас свидетельства о событиях, происшедших
на Русской земле во второй половине XIV столетия. В Новгороде и Пскове появились
люди, которые вели богохульные речи, обвиняли церковь во всех смертных грехах. О
духовенстве говорили, что оно продается за деньги, а не служит богу. О монахах —
что они не заботятся о души, а ведут разгульную, сытую жизнь за стенами
монастырей. Конечно, «смутьянов», которых называли стригольниками, церковь обвинила
в ереси. Их ловили, заковывали в цепи, подвергали пыткам.
Однако антицерковное движение ширилось. Простые люди чувствовали правду в словах
проповедников стригольничества.
В 1375 году руководители стригольнического движения Карп и Никита были пойманы и
казнены на одной из новгородских площадей. А затем расправились с последователями,
которые вели еретические речи, осмеливались грозить православному духовенству карами
божьими.
Столетие спустя в России возникло новое антицерковное движение, получившее
название Новгородско- московской ереси. Оно распространилось очень широко,
захватило и крестьян, доведенных до отчаяния гнетом светских и церковных властей, и
ремесленников, и купцов, которых церковь донимала поборами.
Церковники обвинили последователей этого движения в ереси, в святотатстве. Ведь они
заявляли, что православное духовенство занимается стяжательством власть
имущим эксплуатировать и обирать трудовой люд. Более того, еретики подвергли
сомнению даже истинность вероучения, которое проповедовала православная церковь.
Они отрицали христианский догмат о троице. Иисуса Христа считалй не богем, а простым
человеком. С точки зрения церкви, это была самая откровенная ересь.
Православному духовенству удалось удавить еретическое движение. Трижды на
поместных собора церковные иерархи обсуждали вопрос, как положить конец
распространению богопротивного учения’. Еретиков предали с церковных амвонов
анафеме — йрокляшю, всем, кто поддерживал их, духовейство грозило наказаниями. Но
тем не менее ересь продолжала существовать долгие годы.
Лишь после того как схватили руководителей движения, церковь сумела расправиться
с Новгородско московской ересью. Зимой 1504 года начались казни сотен ее
последователей. Летопись рассказывает о событиях тех дней: «Тоя же зимы князь великий
Иван Васильевич… со отцем своим с Симоном митрополитом и с епископы и со всем
собором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнью казнить; и сожгоша
в клетке диака Волка Курицина, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря
27, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новгороде в Великом сожгоша его
и его брата и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение заслаша, а иных по
монастырям».
Костры… Они пылали не только в Испании и Германии, во Франции и Италии,
где бесчинствовала католическая инквизиция. Они пылали и на русской земле, где
православное духовенство с их защищало от ересей христианскую веру.
Но куда опасней еретиков для церкви, как и для светских властей, были вооруженные
выступления народа. Именно потому она активно власть имущим бороться с
беднотой, поднимавшейся против мира угнетения, стремящейся завоевать свое земное
счастье.
ТАМ ЕСТЬ