Завершающим этапом истории русской средневековой культуры стал 17в. В это столетие, начался процесс "обмирщения" культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширялись и углублялись культурные связи со странами западной Европы. Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми,либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять его самого в зависимости абстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617г-Иван Грозный. Живопись не подавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов.
Братские школы, академии. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. Впервые он встал в юго-западной Руси, которая, войдя в состав Литовского государства, в 1336 г. соединившегося с Полыней, оказалась лицом к лицу с западной культурой. ... Братские школы разработали довольно широкий курс образования, включавший научные светские предметы. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. ... И на Западе не было еще общего образования, светские науки и там ценились недостаточно. С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).