Зависимость от уйгурских каганов, в которую попали кыргызы после поражения в середине VIII в., приводила к неоднократным восстаниям против уйгурской власти. Подходящий момент для освобождения настал в начале IX в., когда в Уйгурском каганате обострилась борьба за престол. Воспользовавшись этим, в 820 кыргызский правитель (Ажо) провозгласил себя каганом и начал готовиться к войне, которая продолжалась 20 лет. К этому времени у кыргызов сформировалась централизованная военно-административная система, построенная на десятичом принципе. Были подчинены жившие к северу от Минусинской котловины воинственные племена бома, включенные в состав кыргызские войска. Кроме того, кыргызы заключили союз с государством карлуков в Семиречье и Тибетом. В 821 тибетское войско вторглось в долину Орхона и едва не захватило уйгурскую столицу Орду-Балык. Лишь внезапная смерть тибетского царя Уйгурский каганат от разгрома. Дальнейшие военные действия между кыргызами и уйгурами развернулись на территории Тувы. В уйгурской столице продолжалась борьба группировок, в результате которой в 839 власть захватил 1-й министр Гюйлофу, возведший на престол малолетний Кэси Торэ. Против узурпатора выступил полководец Гюйлу Мохэ, командовавший уйгурскими войсками на кыргызском фронте и перешедший на сторону кыргызов. Кыргызы двинулись в Монголию и вскоре достигли уйгурской столицы Орду- Балыка. В битве собранное наспех новое уйгурское войско потерпело поражение от кыргызов. Ажо сжег столицу, захватил все сокровища уйгурских каганов и взял в плен хатун — супругу кагана, китайскую принцессу Тайхэ Гунчжу. Сочтя, что сопротивление уйгуров полностью подавлено, кыргызский каган перенес свою ставку на завоеванные земли в северо-западную Монголию. Стремясь установить доверительные отношения с империей Тан, он решил направить посольство с китайской принцессой в Китай. Однако часть уйгуров во главе с правящим родом Яглакар и подвластные им телесские кочевые племена не захотели признать власть кыргызов, уйдя на соседние земли. Они объединились вокруг тегина Уцзе, провозгласившего себя каганом и захватившего принцессу Тайхэ. В результате женитьбы на ней он стал родственником китайского императора и мог просить его о Однако китайцы не собирались уйгурам и стали принимать в подданство отдельные группы уйгуров, а также установили союзные отношения с кыргызами. В 843 кыргызские войска в погоне за бежавшими уйгурами совершили большой поход в Турфан и заняли города Бешбалык и Куча. В 847 г. кыргызское войско во главе с полководцем Або предприняло поход в долину реки Эдзин-гол к границам Китая, а затем в земли шивэй в Маньчжурии, где разгромило остатки уйгуров. В конце IX в. кыргызские войска продолжили свой натиск на уйгуров, живших в Восточном Туркестане. Однако подчинить всех уйгуров кыргызы не смогли. Длительная война привела к убыли и распылению кыргызского населения по всей Центральной Азии. В результате в X в. кыргызы уступили господство над Центральной Азией монголоязычным номадам — киданям.
Объяснение:
Україна після бурхливих і трагічних часів Мазепи застигла у майже повній непорушності... Десь на задвірках Європи, між провінційною Польщею і ще більш провінційною Туреччиною... Всі найвизначніші особистості виїхали до Петербурга чи Москви, хтось утік до Парижу... Під лінивим малоросійським сонцем лежали ці землі непорушно, аж поки цивілізаторське око Катерини ІІ не звернуло на них увагу».
Ось так пише про українську історію перших двох третин XVIII століття один сучасний московський публіцист. Насправді ж усе у ті часи було значно складніше, і про «непорушність» чи «бездіяльність» говорити не доводиться.
І хоча після поразки Мазепи російське самодержавство справді було спробувало повністю й остаточно втихомирити Україну, але навіть цілком лояльний до Петербургу гетьман Іван Скоропадський робив певні жести, які мали означити підтримку українських інтересів. Так, він запропонував цареві Петру І проект нового договору між Гетьманщиною та Росією під назвою «Решетилівські статті». У статтях передбачалося розширення автономії Гетьманщини, однак цар їх не затвердив. Натомість за наказом Петра столиця Гетьманщини була перенесена зі зруйнованого московською армією Батурина до Глухова неподалік кордону з Московщиною. Але гетьман почав розбудовувати нову столицю, зробивши з провінційного містечка значне місто. Скоропадський також продовжив давню козацьку традицію підтримки Києво-Могилянської академії і щорічно виділяв з Генерального військового скарбу 200 рублів на утримання її викладачів.
Объяснение: