Афганистан и настоящее. Во время своей поездки в Афганистан британский министр обороны Лайям Фокс вызвал на себя волну критики, назвав эту страну «сломленной страной 13-го века». Но главное осуждение было не в том, что он не прав, а в том, что он был слишком прямолинеен. Его вряд ли можно назвать первым жителем Запада, который назвал Афганистан средневековым. Многие так и считают Афганистан страной без правительства, в которой хаос буквально врезан в скалы и холмы. А глядя на видео и фотографии из Афганистана, иной раз кажется, что страна действительно так и не выбралась из средневековья.Однако Афганистан не всегда был таким. Когда-то женщины здесь делали карьеру в медицине, ходили в кино и университеты Кабула. Заводы в пригородах производили ткани и другие товары. Был закон и порядок, а правительство могло осуществить крупные проекты по развитию инфраструктуры, например, по строительству гидроэлектростанций и дорог, пусть и не без извне. У простых людей была надежда на будущее, на то, что образование откроет новые возможности. Все это было уничтожено тридцатью годами войны.
Просвещённый абсолюти́зм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине 18века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVII века.
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Фридрих II в Пруссии (1740- 1786) изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона. Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.