Известная всем со фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века.
Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства.
Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.
1812 году Наполеон двинул против России более чем полумиллионное полчище из контингентов почти всех европейских государств, но потерпел поражение. После этого под главенством России народы Европы постепенно ополчились против Наполеона. Они сознали и усвоили новые начала военного искусства, вызванные к жизни Великой французской революцией, и прибегнули к тем же средствам, при которых до сих пор торжествовал Наполеон. Наполеон долго и искусно сопротивлялся надвигавшейся со всех сторон грозной силе Шестой коалиции, но в итоге потерпел поражение[11].