Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической политики, направленной против частной рабовладельческой хозяйственной деятельности вообще; с другой же – здесь явственно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить, вопрос о кабальных займах, который начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных сделок на условии процента свыше трети (!) основной суммы носили явно утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы. К тому же основными ростовщиками как раз и являлись царские чиновники (те же тамкары), а также храмы, и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно. Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким он к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства.
ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУДО РОССИИ Россия - древняя земледельческая цивилизация. Земледелие - это гениальное изобретение человечества в условиях русской равнины с умной снежной зимой и коротким жарким летом. Чем на Руси были хоромы? Это не просто избы. Во-первых, в хоромах есть преемственность поколений. Когда сын женился, к хоромам делали дополнительную пристройку специально для него и для его будущей семьи. Таким образом, молодые живут отдельно, но ведут совместное хозяйство. Старики при этом знали, что какими бы немощными они не стали, рядом живут их сыновья с семьями, которые никогда их не оставят, их никуда не выкинут, как у нас происходит с Домами Престарелых. Кстати, если у родителей не было хором, а был только бедный дом, они отдавали сына в примаки - в чужие хоромы к невесте. Каков был устой в хоромах? В будни семьи в своих половинах отдельно обедали и ужинали, хозяйки отдельно готовили на печи еду. В праздники же (православные) все собирались в центральной комнате родителей, где дети за праздничным обедам задавали вопросы родителям о своих проблемах и совместно их решали. Наставления умудренных жизненным опытом родителей слушались всеми детьми (было кому на ус накручивать: семьи всегда были многодетными). "Пока на Руси есть корова, есть крестьянское подворье и конюшня, Русь будет стоять". Раньше крестьянская семья была самодостаточной, а сегодня – нищета, разорение, запустение. И есть только островки благополучия, где остались настоящие хозяева, дети тех "недобитых кулаков". Из воспоминаний А.Проханова: "Так сложилась моя судьба, что я примерно три года жил в деревнях, в крестьянской избе. Я знаю, что такое крестьянская изба. Очень бедная крестьянская изба, вдова войны, дети погибли. Ничего более чистого, опрятного, осмысленного, скромного, чем русская крестьянская изба и крестьянское подворье, я не видел. Хотя забор утлый, иногда некому гвоздь прибить. Но все прибрано, каждой вещи свое место, свое любовное, свое нежное. Я уже писала, что до революции Россия была преимущественно сельскохозяйственной страной, крестьяне составляли 85% населения. Земля давала независимость от других людей! - вот главное чудо подворья.
Подробнее - на -