1. Издание первого Полного собрания законов Российской империи произошло в:
В) 1832 г.
2. Годы правления императора Николая I Павловича:
В) 1825 – 1855
3. Кто был отцом Николая I?
Б) Павел I
4. Реформу по улучшению положения государственных крестьян разработал:
В) П. Киселев
5. III отделение Собственной Его Императорского величества канцелярии было органом, ведавшим:
Б) политическим сыском
6. Для укрепления государственного аппарата Николай I:
В) преобразовал министерства в коллегии
7. Реформирование государственной деревни свидетельствовало о стремлении Николая I:
В) ослабить остроту крестьянского вопроса
8. Даты 1837 и 1851 гг. связаны с:
А) открытием первых железных дорог в России
9. Кем приходился Александр I Николаю I?
Б) братом
10. Промышленный переворот в России начался в период правления:
В) Николая
11. О развитии капитализма в России свидетельствует:
Б) рост количества мануфактур и фабрик и наемных рабочих
12. В какой отрасли начался промышленный переворот в России?
Б) в текстильной промышленности
13. Какой событие из перечисленных произошло позже остальных?
А) разгром кружка Буташевича-Петрашевского
14. Теория «официальной народности» возникла в годы царствования:
Г) Николай I
15. Основные положения теории «официальной народности» сформулировал:
А) С. Уваров
16. Прочитайте текст и определите имя императора, о котором идет речь:
«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади… Как и декабристы император осознавал пагубность для страны крепостного права. Однако он считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опереться на бюрократию»
Г) Николай I
17. Установите соответствие между понятиями и определениями. К каждому элементу первого столбца подберите элемент из правого столбца. Образец оформления ответа: АА, БВ.
А) товарно-денежные отношения Б) связи в обществе возникающие в процессе обмена товарами
Б) промышленный переворот В) переход от ручного труда к машинному
В) натуральное хозяйство А) производство продуктов для личного потребления
ответ: АБ БВ ВА
18. Прочитайте отрывок и укажите название феодальной повинности крестьянина.
«Придет крестьянин как можно позже, осматривается сколь возможно чаще, работает сколь можно меньше – ему не дело делать, а день убить. На господина работает три дня и на себя работает три дня…, но не так, как на господина»
Б) барщина
19. Из текста (см. п.18) назовите указ императора Павла, которым регламентировалось время работы крестьянина.
В) О трехдневной барщине
20. Общим во взглядах западников и славянофилов было:
Б) убежденность в необходимости отмены крепостного права
21. Мировоззрение славянофилов основывалось на:
А) идее об особом пути развития России
22. В 30 – 40-е годы XIX века центрами развития либеральной общественной мысли становятся:
В) кружки
23. За необходимость развития России по европейским образцам высказывались:
В) западники
24. Прочитайте текст и определите, к какому направлению общественной мысли оно относится.
«И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком, счастливее казенных, имея в нем (помещике) бдительного попечителя и сторонника… самодержавие есть благо для России; сохранение его необходимо для её счастья…»
Б) славянофилы
Культура россии в 17 веке традиционные и новые явления
ХVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории. Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века. В литературе проходило ее «обмирщение», т. е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л. Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой. В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку. Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах». В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов. Православное христианство и образование централизованного Российского государства развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции