Римская языческая религия была политеистической и синкретической, то есть в их пантеоне было много богов и они прибавляли к ним богов покоренных народов. Христианство же признавало только одного Бога с большой буквы, эта религия не могла смириться, что Иисус просто один из богов наряду с Юпитером или Митрой. Поэтому они прятались от римлян в подземных катакомбах и отправляли свои обряды тайно. Римляне за это считали их антиобщественной сектой и запрещали. По той же причине христиане отказывались признавать римских императоров богами - если Бог только один, то император быть богом никак не может.
Когда сыну было 9 лет, Есугей-багатур сосватал его Бортэ, 10-летней девочке из рода унгират. Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы те лучше узнали друг друга, он уехал домой. Согласно «Сокровенному сказанию», на обратном пути Есугей задержался на стоянке татар, где был отравлен. По возвращении в родной улус, он заболел и через три дня умер.
После смерти отца Тэмуджина его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея (Тэмуджина, его братьев Хасара, Хачиуна, Тэмугэ, сестру Темулун и сыновей от второй его жены — Бектера и Бельгутея): глава клана тайчиутов выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.
Вождь тайчиутов, Таргутай-Кирилтух (дальний родственник Тэмуджина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, конкуренции с подрастающим соперником, стал преследовать Тэмуджина. Однажды вооружённый отряд напал на стойбище семьи Есугея. Тэмуджину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен. На него надели колодку — две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо.
После всего этого Чемуджин вырос беспощадным и амбициозным ханом, который мечтал покорить мир и показать всем, что никто и никогда больше его не унизит, а если попытается, то будет казнен самым жестоким образом.
Манифест Петра III о вольности дворянства 1762 года, подтвердив особое положение дворян в обществе, отменил обязательность государственной службы для представителей «благородного сословия».
«Наказ», написанный Екатериной II в 1767 году, развивал положения Манифеста. В нём говорилось о том, что дворянское сословие имеет «естественное», данное по факту рождения, право бытьэлитой общества.
Но благородное сословие обязано и подтверждать своё высокое предназначение: «Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к Отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю, и беспрестанно внушающими не делать никогда бесчестного дела.»