Важную роль в юздании новой атмосферы в католических землях сыграли кардинал Карло Борромео, архиепископ Милана, “надзиравший” эа Швейцарией, и стоявший во главе руководства Люцерна фанатичный католик Людвиг Пфиффер, который мечтал “стереть Женеву с лица земли”. По предложению Борромео папа ввел в Швейцарии должность постоянного нунция, передал иезуитам руководство образованием. B Люцерне при поддержке Пфиффера была основана школа иезуитов — деньги на ее содержание и оплату учителей дали папа, испанский король Филипп II, король Фраиции и герцог Савойский. Иезуитские школы возникли во Фрсйбурге, Золотурне и в других городах. B Милане Борромео основал Коллегиум Гельвети- кум — семинар по подготовке священнослужителей для Швейцарии (ежегодно здесь обучались 40—50 швейцарских юношей).
B 1568 г. семь кантонов — Швиц, Урн, Унтервальден, Люцерн, Фрейбург, Золотурн и Цуг — договорились между собой о союзе, названиом “золотым” (так как первые буквы в письменном тексте допзвора были позолочены). Члены союза обязывались защищать в своих кантонах католицизм даже силой оружия. He отказываясь от участия в общешвейцарских тагзатцунгах, они, однако, стали проводить в Люцерне и свои собственные заседания. B 1587 г. шесть из ссми этих кантонов заключили сепаратный дружеский союз с Филиппом II, королем Испании, что вызвало настороженность в протестантских кантонах.
Межконфессиональные противоречия оказались в Швейцарии настолько сильными, что едва не привели к расколу конфедерации. Их смягчали наличие общих владений, подвластных территорий, которыми по давно устоявшейся очередности управляли католические и протестантские кантоны, а также политика Франции: она была заинтересована в использовании наемных сил Швейцарии из всех кантоиов в борьбе с Габсбургами и стремилась не допустить полного развала конфедерации. B самой Швейцарии также нашлись силы, в том числе культурные, которые выражали идеи единства страны. Так, Эгидий Чуди (1505—1572), испытавший влияние гуманизма автор крупнейшей “Гельветической хроники”, выявлял в ней общность истории швейцарцев. Он утверждал, что именно в Швейцарском союзе воскресли и реализуются добродетели гельветов доримской эпохи (одного из кеЛЪтских племен, населявших тогда земли будущей Швейцарии).
Швейцария в первой половине XVII в. Co смертью в 1594 г. Людвига Пфиффера поборники католицизма в Швейцарии лишились своего энергичного вождя. Изменилась и ранее благоприятствовавшая его деятельности обстановка во Франции: с воцарением Генриха IV и изданием в 1598 г. Нантского эдикта о религиозной веротерпимости гражданские войны в стране завершились. B том же 1598 г. скончался Филипп II, с которым католические кантоны состояли в союзе. Нарастал упадок Испанин. Bce это дало стимул к ослаблению напора контрреформацни в стране н возобновлению в 1602 г. союза с Францией. Ha сей раз договор подписали все кантоны, а в его обсуждении участвовали все союзные земли. Для этого Геирих IV должен был предоставить, швейцарцам 1 миллион талеров. Союз взаимо двух стран был снова заключен и скреплен торжественной клятвой в Соборе Парижской Богоматери. C этого времени, хотя в Швейцарин и происходили отдельные конфликты между католиками и протестантами, в целом линия на их взаимную терпимость укрепилась. Наличие совместно управляемых земель также поневоле сближало кантоны с разными исповеданиями. События Тридцатилетней войны в свою очередь наглядно продемонстрировали швейцарцам не только угрозу гражданской войны и кровопролития в случае чрезмерного фанатизма соперничающих сторон, но и выгоду невовлеченности в военные действия, нейтралитета. Государственно-правовым принципом он, конечно, еще не стал, даже представления о самой возможности в течение долгого срока сохранять подобную позицню тогда едва намечались.
2.История движется неравномерно, "скачками",разрывы между эпохами очевидны,часто это революции разных типов.
3.Социальная мобильность населения высока,возможности социальных перемещений практически не ограничена.
4.Для индустриального общества характерен резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства.
5.Важнейшими социальными ценностями признаны и готовность к изменениям,новациям.