Рима. римская культура представляет заключительное звено древней средиземноморья. она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных римом народов. «вечный рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на р.тибр до огром-ной мировой державы, владеющей всем миром. с возникновением римского государства антич-ные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции развития.греческая. культура древней греции существовала с xxviii в. до н.э. и до середины ii в. до н.э. ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму древнюю грецию — элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в v-iv вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в мировой культуры. расцвет культуры древней эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда».суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города малой азии — милет, эфес, галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на восток. однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.и если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. второе уточнение касается того, что в области и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. правда, в военном отношении афины — колыбель демократии — уступали спарте, где весь образ жизни был военным. что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных. эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления перикла (443-429 до н. в греции впервые отчетливо выделились два вида труда - и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека. хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса. состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.
После смерти Владимира I в 1015 году на Руси начинается междоусобная война за власть среди его сыновей. Святополк Окаянный убивает своих братьев - Бориса и Глеба - князей Рязанского и Муромского, и занимает Киев. Лишь в 1019 году Ярославу Мудрому удается окончательно свернуть своего брата Святополка и стать Великим киевским князем. Но в борьбу вступает еще один сын Владимира - Мстислав Тмутараканский, с которым Ярослав делит Русь по Днепру в 1024 году. Лишь в 1036 году Ярослав Мудрый вновь становится единоличным правителем Руси.
Сегодня мне предстоит вновь сказать эти ужасные,гнусные,мерзкие слова!,,Со щитом или на щите" раз я говорила их только моему мужу Аристарху Клеомениду,теперь же придётся ещё и моему сыну Бритосу.Только неделю назад он обряд бичевания и уже вчера я услышала из уст моей служанки,что мой сын отправляется на войну!Он будет сопровождать нового царя Леонида.У меня есть ещё один сын,но при родах повивальная бабка слишком резко вытащила ребёнка из утроба,что у того сломалась нога.Этого ребёнка ,по закону Спарты,пришлось убить,но мы с мужем не осмелились на сие изуверство.Аристарх 20 лет назад в дождливую ночь отнёс его в горы,к илотам,в семью пастухов и с тех пор я его не видела,да и жив ли он вообще?Впрочем,это не важно.Мой маленький мальчик Бритос ещё не оправился после бичевания,у него вся спина в красных полосах,такое чувство,что его не бичом били,а мечом резали.Но мой сыночек вынес эти страшные муки,стоял стойко,невозмутимо,как следует стоять в таких случаях.А вот подле него паренёк не вытерпел подобной пытки,после трёх ударов кнутом упал на колени,расхныкался,как баба, и начал умолять прекратить обряд.Я очень горжусь своим мальчиком,ибо он в свою очередь стоял подобно скульптуре Зевса,которая у нас стоит в атриуме. Ахахаха,пойдёт?