Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. , то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу» , которое достигается в государстве. Основы просвещённого абсолютизма
Теория «просвещённого абсолютизма» , родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Крестьяне получили облегчение тяжелого положения.
Полудержавным властилином А.С Пушкин назвал князя А. Д.Меньшикова,в поэме "Полтава". Умирая,Пётр 1 не успел назначить приемника,что повлекло "Эпоху дворцовых переворотов".Государственные интриги,игры при дворе,борьба за престол и во главе всего стоял князь Меньшиков,который манипулируя властью и людьми принимал важные решения,порой себе в угоду,пользуясь влиянием,связями и положением,оставшимся от покровительства императора Петра.Именно Меньшиков и его сподвижники сделали Екатерину1 императрицей,посадив её на престол.
По общему мнению, Софья была человек большого ума. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным, Н.А.Полевым, Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О`Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).
Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. , то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу» , которое достигается в государстве.
Основы просвещённого абсолютизма
Теория «просвещённого абсолютизма» , родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Крестьяне получили облегчение тяжелого положения.