Этот век был для Смоленской земли более благоприятным, чем предыдущий. Не случилось тяжелых эпидемий (в XIV веке это было дважды) , не стало изнуряющих усобиц между смоленскими Рюриковичами, ведь старший среди них по положению Юрий Святославович бежал, а другие остались в своих владениях и при своих правах, признав верховную власть Витовта. Бытует мнение, что в так называемый "литовский период" в Смоленске имели место религиозные притеснения. Это неверное представление. Заметим, что "литвой", "литвинами" в Московской Руси называли всех, кто жил в пределах Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) , смолян в том числе. В ВКЛР православное население сохраняло свою веру, собственно литовцы - бывшие язычники принимали веру по своему выбору, многие Ольгердовичи стали православными, как их матери. По условиям Кревской унии (1385 год) , когда Ягайло - Ягелло Ольгердович становился польским королем, предполагалось ввести в княжестве католичество и само княжество включить в состав Польши. Однако вскоре Ягелло, боясь восстания, отступился от части положений этой унии. В 1392 г. подписано, а в 1401 г. подтверждено положение, по которому сохранялись прежние порядки, без католицизации и инкорпорации в Польшу. Выгодно было принимать христианство по католическому обряду феодалам: на них распространялись все права и привилегии, имевшиеся у феодалов Польши, а они были такими, которые, может быть, и снились московитам, но которых никогда не было ни в Московском княжестве, ни в Русском централизованном государстве, ни в Российской империи. В королевстве Польском были феодалы очень богатые, у которых и денег и войска имелось иногда больше, чем у короля, - магнаты (от лат. "богатый"), феодалы победнее и совсем бедные назывались шляхтичами (от старонем. "род", "порода"). Все они имели свои права и обязанности, как, впрочем, и король. Их собственность нельзя было отнять, их нельзя было наказать без суда и даже по суду нельзя было подвергнуть унизительному наказанию. Они имели право договориться между собой (создать конфедерацию) , поднять восстание против короля (рокош) , если тот не выполнял свои обязательства. Они имели право отъехать со всей своей землей к другому правителю (что и делали потом православные князья) , и никто их предателями не считал. И если православный Вишневецкий и католик Мнишек поддержали претендента на престол соседнего государства, а шляхтичи, желающие воинской славы и добычи, пошли в его войско, это их личное дело, а не государственное и не королевское. Их права, за них никто не в ответе.
1. Особенности древнерусской культуры 1.1. Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития, что связано с замедленностью всего исторического процесса того времени; отсутствием научных знаний, которые будут формироваться на основании накопленных в период средневековья экспериментальных знаний; решающим значением христианства в определении мировоззрения. Для искусства средневековья в целом характерна анонимность творчества. Это было связано с представлениями о том, что деятельность архитекторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства не является самостоятельной, а осуществляется Божьим промыслом, а, следовательно, имя мастера не представляет интереса для современников и потомков. Хотя к личности мастера предъявлялись высокие требования: он должен был отличаться особой нравственной чистотой. 1.2. Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) . 1.3. Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени. 1.4. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников. Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени. Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО О НАЧАЛЕ ПРОЦЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА МОЖНО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С XII ВЕКА. ОДНАКО ПАМЯТНИКИ XI ВЕКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ САМОБЫТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭТОГО ВРЕМЕНИ. Отмеченные особенности характерны для всех направлений древнерусской культуры. 2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ 2.1. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. 2.2. Берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в Новгороде, носили в основном бытовой характер (счета, письма, поручения) . Они свидетельствуют о том, что письменность на Руси в отличии от стран Западной Европы была распространена в широких слоях населения. Ею пользовались не только знать и духовенство, но и купцы, ремесленники. 2.3. Это же подтверждают надписи на предметах граффити. К сожалению, установить точный процент грамотного населения в Древней Руси невозможно, однако историки с уверенностью утверждают, что он был достаточно высок. 3. ЛИТЕРАТУРА 3.1. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода: 3.1.1. XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде. 3.1.2. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров. 3.2. Характерными особенностями древнерусской литературы являются связь литературы с историей; гражданственность; патриотизм. 3.3. Литература в Древней Руси развивалась, главным образом, в трех направлениях: переписка религиозных текстов; переводы с греческого и латыни; оригинальные произведения древнерусских авторов. Мировоззрение древнерусского человека носило исключительно религиозный характер, чему соответствовала и литература.