На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный».
В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле - всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.
По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.
Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.
С 30-х годов все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК). Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения.
В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.
Введение паспортов и института прописки усиливало админи-стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.
Б. Правовое регулирование сельского хозяйства
В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направленных на усиление плановых начал.
Основные тенденции развития Беларуси в 1917-1920
Развитие Беларуси в период с 1917 по 1920 годы имеет пару тенденций. Первая тенденция связана с борьбой с интервенцией с немецкой и польской стороны. Вторая тенденция связана с учреждением собственной государственности.
Первая тенденция связана с боевыми действиями Первой мировой войны, в результате которых некоторая часть белорусской территории стала принадлежать Германии. Этот период был тяжелым, на этой территории образовалась оккупация, которая включала сбор продуктов, карательные операции. Далее начались боевые действия с Германией, которое закончилось Брестским мирным договором. Затем борьба началась с Польшей, и для обретения «независимости» Белоруссии советские войска, в 1920 году был освобожден Минск.
Надо отметить, что вторая тенденция двойственная, поскольку после недолгой независимости Белоруссия становится одной из советских республик.
Крестьянство при Александре III находилось в так называемом временнообязанном состоянии. Оно больше не было связано феодальными обязательствами, но дворяне делали всё, чтобы связать их арендаторскими обязательствами, помешать им стать земельными собственниками. Этому содействовали и банки, с удовольствием закредитовывавшие крестьян. С другой стороны, стало легальным отходничество - переезд на заработки в город, что переходу части крестьянства в пролетариат.
Дворянство теряло позиции с отменой крепостного права, за ним сохранялись многие сословные привилегии, касавшиеся государственной и военной службы, однако оно теряло источники доходов и беднело.
Буржуазия была на подъёме, на смену необразованному и традиционному старому купечеству приходило поколение заводчиков и фабрикантов. Многие представители старых купеческих родов - Демидовы, Морозовы - вкладывали деньги в развивавшуюся промышленность и приумножали свои капиталы.
Духовенство сохраняло свои позиции как идейная обслуга царизма, тот по-прежнему в нём нуждался. Сохранялись синодальные порядки, при которых каждый священнослужитель был по сути государственным служащим.
Интеллигенция развивалась, хотя ее развитию пытались положить конец царские власти, ограничивая доступ к образованию сословными преградами.
Казачество жило более или менее без изменений в плане экономики - казаки оставались служилыми земледельцами-землевладельцами, среди них сохранялось экономическое расслоение. В политическом плане оно было нужно теперь не только для удержания окраин империи как нерегулярное войско, его стали использовать и как полицейские или внутренние войска, для охраны режима.