Консервативное: С.С.Уваров, Греч, Погодин, Булгарин, Шевырёв, Кукольник, Загоскин.
(Самодержавие, православия, народность) Идеи: Теория официальной народности
Либерально-оппозиционное течение (делится на западников - Грановский, Соловьев,
Кавелин, Тургенев) и славянофилов - Хомяков, Аксаков, Киреевский, Самарин)
Идеи западников
и славянофилов
Различия
1. Взгляды на историческое развитие России.
2. Взгляды на государственный строй
СХОДСТВА
Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию. Революционно-социалистическое: Например, Герцен. Революционное преобразование России.Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий... Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром1". Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами:
Нельзя делать выводы о том, что христианство было базисом культуры всех слоев общества Киевско-Новгородской Руси той эпохи. Официальное внедрение христианства на Руси происходило еще в течение многих лет. Но и в этот период, и в последующее время оно существовало рядом с языческими верованиями. Как пишет Г. Флоровский, крещение означало разрыв. "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... продолжалась своя уже утаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И, в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная4".
Обобщая, можно сделать выводы о том, что принятие христианства на Руси содействовало: