Конец XIX - начало XX в. отмечен быстрым уволичением численности населения Российской империи. За период с 1897 г. (когда была проведена первая всероссийская перепись) по 1913 г. оно возросло на 1/3 и перед первой мировой войной составляло 165,7 млн человек (без Финляндии). Такой значительный рост достигался за счет высокого уровня рождаемости (в 1909-1913 гг. на тысячу населения приходилось 44 родившихся) и снижения смертности, которая, впрочем, в России в 1913 г. была выше, чем в наиболее экономически благополучных странах (в 1911-1913 гг. - 27,2 умерших на тысячу человек, в то время как, например, в Дании - 12,9, Норвегии - 13,5 в Голландии - 13,6). Ускоренное экономическое развитие страны сопровождалось быстрым ростом городского населения, хотя его удельный вес был по-прежнему невелик (в 1913 г. в городах проживало 16% населения империи).
Социальная структура России в конце XIX - начале XX в. отражала еще не завершившийся процесс становления в стране индустриального, буржуазного общества. Многоукладность экономики обусловливала обилие социальных слоев и групп, большое число лиц с временным социальным статусом.
Самым многочисленным классом в общественной структуре страны оставалось крестьянство, причем его численность и в начале XX в., несмотря на усилившийся отток населения в города, продолжала возрастать, хотя и более медленными темпами, чем прежде. В состав зажиточных верхов деревни входили как представители непроизводительного капитала (лавочники, ростовщики и т.п.), так и представители собственно аграрного капитализма. В процессе капиталистической эволюции российской деревни формировался и сельский пролетариат. Вместе с тем продолжала увеличиваться в абсолютных размерах и численность середняков. Полярные социальные группы в деревне в полной мере еще не оформились.
На положении первого сословия империи по-прежнему находилось дворянство, сохранившее свой привилегированный статус. Вместе с тем экономическая сила этого класса-сословия, многие представители которого оказались не в состоянии при к процессу капиталистической эволюции российского народного хозяйства, неуклонно падала. "Оскудение" дворянства громко заявляло о себе, в частности, быстро прогрессировавшим размыванием среднего и мелкопоместного землевладения. Однако, несмотря на ослабление экономических позиций поместного дворянства, оно по-прежнему было сильно своими связями с монархией и бюрократией, своими сословными организациями, влиянием в местном самоуправлении.
Характерной чертой социального развития России в конце XIX - начале XX в. был рост маргинальных слоев, т.е. групп людей, утративших традиционный статус и "непереваренных" новой общностью. Значительно увеличилось количество люмпенских деклассированных элементов, которые, например, в Петербурге составляли примерно десятую часть населения. Эти явления, будучи закономерным следствием быстрой индустриализации, неизбежно оказывались одним из факторов общественной нестабильности, создавая благоприятные условия для распространения самых радикальных идей, в том числе - нацеленных на решительный разрыв с
Древние греки поклонялись десяткам богов и богинь, каждый из которых отвечал за тот или иной аспект жизни человека и в этом мире, и в загробном. Все боги, даже наивысшие олимпийские, не были всемогущи, они подчинялись року, довлевшему и над людьми. Строгих догматов, как в монотеистических религиях, греки не знали и поклонялись наряду с богами-олимпийцами и покровителями полисов тем, чье расположение хотели заслужить. Египтяне поклонялись сотням богов и богинь. Религия египтян развивалась на протяжении столетий: одни божества исчезали, другие вырастали из местных в ранг общеегипетских главных богов, которым поклонялись везде. Несколько богов могли слиться воедино и почитаться как один (Амон-Ра). Обязанности разных божеств могли пересекаться, и тогда у сферы жизни или области знаний (например, медицины) появлялось сразу несколько покровителей. Древние римляне поклонялись тем же богам, что и греки, но в Риме у них были другие имена. Например, греческого бога Зевса называли Юпитер, а богиню Геру - Юнона. Богам молились, прося их о защите и ни милости, приносили им еду и вино, в их честь совершали жертвоприношения. Римляне считали, что различные явления природы, такие как горы, реки, деревья, а также вещи, сделанные руками человека, имеют своих божественных духов-покровителей. В семье за выполнением религиозных обрядов следил глава рода.
Нерон – римский император, живший в 37-68 годах нашей эры. В истории Нерон прославился большой жестокостью. Нерон убил собственную мать, когда она стала мешать ему на троне. Он стал последним императором династии Юлиев в Риме, то есть потомков Юлия Цезаря.
Императором Нерон стал в 16 лет стараниями своей матери, патрицианки древнего рода Агрипинны. Агрипинна плела много интриг и даже отравила нескольких соперников, чтобы возвести своего сына на трон. Но когда тот стал императором, то вскоре перестал ее слушаться. Поползли слухи о том, что мать хочет сместить Нерона с трона. Тогда он приказал ее убить. Дважды убийцы не могли совершить злодеяние – обстоятельства мешали им, но на третий раз им это удалось. Также Нерон ненавидел христиан и преследовал их беспощадно. Христиан казнили, бросали на растерзание диким зверям.
При этом в некоторых вещах Нерон показал себя мудрым правителем. Он заметно облегчил жизнь простого народа, запретил наказывать рабов без причины, запретил обращать людей в рабство повторно, снизил налоги и цены. За это бедный народ любил его.
Сенека являлся римским знатным гражданином, аристократом. Таковые в Риме назывались патрициями. Он занимал должность сенатора в Рима – то есть одну из высших государственных должностей. Как патрицию древнего рода, образованному и разумному деятелю государства, ему доверили учить маленького Нерона, будущего императора.
Сенека являлся философом и поэтом, учился у учеников знаменитого древнегреческого математика и философа Пифагора. Он считал, что человек может развивать свой разум и познание безгранично. Сенека защищал христиан и вступил в заговор против своего ученика, императора Нерона. Но тот узнал о заговоре.
Чтобы избежать позора смертной казни, Сенекапокончил жизнь самоубийством. А спустя три года заговорщики все-таки добрались и до Нерона, и убили императора. 2 и 3 хз
Конец XIX - начало XX в. отмечен быстрым уволичением
численности населения Российской империи. За период с 1897
г. (когда была проведена первая всероссийская перепись) по
1913 г. оно возросло на 1/3 и перед первой мировой войной
составляло 165,7 млн человек (без Финляндии). Такой
значительный рост достигался за счет высокого уровня
рождаемости (в 1909-1913 гг. на тысячу населения
приходилось 44 родившихся) и снижения смертности, которая,
впрочем, в России в 1913 г. была выше, чем в наиболее
экономически благополучных странах (в 1911-1913 гг. - 27,2
умерших на тысячу человек, в то время как, например, в
Дании - 12,9, Норвегии - 13,5 в Голландии - 13,6).
Ускоренное экономическое развитие страны сопровождалось
быстрым ростом городского населения, хотя его удельный вес
был по-прежнему невелик (в 1913 г. в городах проживало 16%
населения империи).
Социальная структура России в конце XIX - начале XX в.
отражала еще не завершившийся процесс становления в стране
индустриального, буржуазного общества. Многоукладность
экономики обусловливала обилие социальных слоев и групп,
большое число лиц с временным социальным статусом.
Самым многочисленным классом в общественной структуре
страны оставалось крестьянство, причем его численность и в
начале XX в., несмотря на усилившийся отток населения в
города, продолжала возрастать, хотя и более медленными
темпами, чем прежде. В состав зажиточных верхов деревни
входили как представители непроизводительного капитала
(лавочники, ростовщики и т.п.), так и представители
собственно аграрного капитализма. В процессе
капиталистической эволюции российской деревни формировался
и сельский пролетариат. Вместе с тем продолжала
увеличиваться в абсолютных размерах и численность
середняков. Полярные социальные группы в деревне в полной
мере еще не оформились.
На положении первого сословия империи по-прежнему
находилось дворянство, сохранившее свой привилегированный
статус. Вместе с тем экономическая сила этого
класса-сословия, многие представители которого оказались
не в состоянии при к процессу капиталистической
эволюции российского народного хозяйства, неуклонно
падала. "Оскудение" дворянства громко заявляло о себе, в
частности, быстро прогрессировавшим размыванием среднего и
мелкопоместного землевладения. Однако, несмотря на
ослабление экономических позиций поместного дворянства,
оно по-прежнему было сильно своими связями с монархией и
бюрократией, своими сословными организациями, влиянием в
местном самоуправлении.
Характерной чертой социального развития России в конце XIX
- начале XX в. был рост маргинальных слоев, т.е. групп
людей, утративших традиционный статус и "непереваренных"
новой общностью. Значительно увеличилось количество
люмпенских деклассированных элементов, которые, например,
в Петербурге составляли примерно десятую часть населения.
Эти явления, будучи закономерным следствием быстрой
индустриализации, неизбежно оказывались одним из факторов
общественной нестабильности, создавая благоприятные
условия для распространения самых радикальных идей, в том
числе - нацеленных на решительный разрыв с