Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте» . Молчалин пока выполняет, чуть ли не роль прислуги при московских «тузах» : носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него «говорящая» фамилия, образована от латинского «fama» - молва. И у Молчалина фамилия «говорит» сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – «двойник» Фамусова. У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают. Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова когда все было «не то, что ныне» . Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали «века минувшего» . По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы» , учиться «на старших глядя» . Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятья» . Для фамусовского секретаря «святыми» являются только «мнения чужие» . Он, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь «покровителей» , даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является «смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно – встал здорово» . Алексей Степанович рискует в результате тайного «романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии. Молчалин – типичный «средний» человек: и по и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий «талант» - умение при к обстоятельствам, к «нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, «достигнуть степеней известных» . Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями. Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить» . Как только Молчалин «взлетит» , то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!. . Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания («Ах! злые языки страшнее пистолета» , «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» ) напоминают фамусовское: «ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! » Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они на низость. Оба героя одновременно проявляют «известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальшь – не представляют опасности. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Молчалин – это «маленький Фамусов» , герои воплощают один социальный и нравственный тип, , тип при деловых» людей.
В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные недостатки современной ему действительности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. Вспомним гениальный рассказ А. П. Чехова “Смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями в прямом смысле уничтожить человека. Обличение этой общественной “болезни” достигло своего апогея в знаменитом рассказе “Толстый и тонкий”. В этом рассказе на борьбу с чинопочитанием Чехов поднял всю силу своей уничтожающей сатиры, применив множество доступных художественных приемов, из которых особенно хотелось бы отметить неожиданную концовку: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой... ” В этом рассказе А. П. Чехову удалось показать процесс потери чиновником человеческих черт.
Другим пороком, осмеянным Чеховым, является незнание человеком своих обязанностей. Этот недуг имеет множество выражений, начиная от незнания медицины фельдшером Курятиным из рассказа “Хирургия” и кончая унтер-офицером Пришибеевым, который везде старательно наводил порядок: “...расходись! Не толпись! По домам”. Эти темы, подобно любви, дружбе, верности долгу, к сожалению, являются вечными. И по сей день они представляют собой пищу для ума многим сатирикам и фельетонистам.
1 1 и главное отличие это осуществления власти в Новгороде это республиканская форма правления ,где власть принадлежит вече,а в Владимиро-Суздальском княжестве главой был князь,(экономическое отличие->)еще одно отличие это развитость которая в Новгороде осуществлялась главным образом через торговлю и ремёсла. 2 Первый и главный фактор который сыграл печальную роль для Руси - это раздробленность,князья враждовали между собой и поэтому их легко было разбить по одиночке.Второй фактор это попытка завоеваний с запада Шведами и Тевтонским орденом,что отвлекло от защиты на юго-востоке от монголо-татар и тем самым ослабило Русь.И третий это подготовленность и вооружение,хотя и у русских оно было довольно не плохим,но раздробленность сократила количество войск и замедлило подготовку новых,ну а сами монголо-татары до похода на Русь завоевывали другие страны Азии и Востока ,где заимствовали технологии и захватывали в поен заставляя работать на себя ремесленников и мастеров(например Китай - осадные оружия и тд...)
У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.
Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова когда все было «не то, что ныне» . Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали «века минувшего» . По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы» , учиться «на старших глядя» . Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятья» . Для фамусовского секретаря «святыми» являются только «мнения чужие» . Он, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь «покровителей» , даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является «смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно – встал здорово» . Алексей Степанович рискует в результате тайного «романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии.
Молчалин – типичный «средний» человек: и по и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий «талант» - умение при к обстоятельствам, к «нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, «достигнуть степеней известных» . Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями. Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить» . Как только Молчалин «взлетит» , то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!. .
Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания («Ах! злые языки страшнее пистолета» , «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» ) напоминают фамусовское: «ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! »
Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они на низость. Оба героя одновременно проявляют «известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальшь – не представляют опасности. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Молчалин – это «маленький Фамусов» , герои воплощают один социальный и нравственный тип, , тип при деловых» людей.