История установления поклонных крестов берет свое начало в глубокой древности. На Руси в века - на перекрестках дорог, неподалеку от городов, сел и деревень, чтобы, отправляясь в путь или входя в населенный пункт, человек вознес благодарственную молитву Господу и Небесным заступникам. Иногда ставили крест по обету, например, с надеждой на небесное заступничество при эпидемиях, падеже скота, засухи и пр.
Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи, на местах святых источников. Внешний вид православных крестов был довольно разнообразным. Чаще всего воздвигали восьмиконечные, иногда - четырехконечные кресты. Большинство из них были деревянными, реже встречались каменные или литые. Мастера, изготавливающие такие изделия, нередко украшали их резьбой и орнаментами. Так что два одинаковых креста вряд ли можно было найти. Неизменным всегда оставалось только одно - ориентированы кресты были строго на восток.
К ним по большим праздникам люди шли крестным ходом для молитвы и поклонения. Каждый, подходящий к этому кресту мог окинуть его своим взором и сердечной молитвой освятить себя, ведь поклонный крест - это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых.
В мае 1994 года в память и в честь святых Кирилла и Мефодия, учителей славянских, был установлен и освящен поклонный четырехконечный каменный крест на постаменте на пересечении улицы Пушкинской и Университетского переулка в Ростове-на-Дону, в небольшом сквере. Автор этого памятника - московский скульптор Вячеслав Клыков.
Ежегодно 24 мая Православная церковь и весь славянский мир чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. В 2010 году торжества, посвященные святым солунским братьям, будут проводиться на донской земле в двадцать пятый раз.
Учители славянские Кирилл и Мефодий создали не просто «славянскую азбуку», но особый язык, который до сих пор является общим богослужебным языком православных славян и основой их литературных языков.
Привычное «аз, буки, веди, глаголь...» - не только культурное достояние, но и нравственный урок: «Аз буки ведю, глаголю добро есть», т. е. «Я знаю книги и говорю, что они добро».
Она посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию, рассказывает о том, где и когда это было. Было это очень давно- в IXвеке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец -болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было 2 родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: "Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (София по-гречески мудрость)". Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии - все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
В то время, когда жили Константин и Мефодий - во IIполовине IXвека -славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.
"Китайская стена" это очень длинное сооружение. В Китае была построена Великая Китайская стена, которая тянулась вдоль всей северной границы на сотни, а может быть и тысячи километров.