реставрация мэйдзи (яп. 明治維新 мэйдзи исин), известная также как обновление мэйдзи и революция мэйдзи — комплекс политических, военных и социально- реформ в японии 1868—1889 годов[1], превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. являлась переходом от самурайской системы в лице сёгуната к прямому императорскому правлению в лице императора муцухито и его правительства. политика реставрации существенно повлияла на государственный строй, законодательство, императорский двор, провинциальную администрацию, финансы, промышленность, дипломатию, образование, религию и другие сферы жизни японцев. с реставрацией мэйдзи связывается формирование японского национального государства нового времени и японской национальной идентичности. годы мэйдзи характеризовались ломкой японского традиционного образа жизни и ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации. поэтому реставрацию иногда называют «революцией мэйдзи».
гунны… свирепые варварские племена, чье нашествие окончательно опрокинуло некогда великую римскую империю. о них слышали все. но никто в точности не знает, какими, они были. в том числе и ученые. а вот что о них сейчас известно древним и современным археологам и антропологам.в карьере кирпичного завода близ села белоглазово, на оби, было найдено погребение воина. пояс покойника украшали золотые и серебряные бляхи, на шее висела золотая гривна с головами хищных зверей на концах, положенное в могилу оружие — меч, кинжал, нож, лук и колчан со стрелами — блистало золотой отделкой, было расцвечено вставками сердолика и кроваво-красного альмандина.
тысячи километров отделяли могилу от рима. но потомки воина, сраженного на берегу сибирской реки, купали своих коней в реках италии. гунны шли на запад.
гунны и римская империя
все дороги по-прежнему вели в рим. много веков по ним стекались в ненасытный город золото, рабы, добыча. много веков по ним шествовали легионы, возвращавшиеся домой для очередного триумфа. теперь наступило время расплаты. по дорогам спешили жадные до добычи варвары.
рим еще боролся. он был силен, уже не столько оружием, сколько своей прежней славой, страхом, который он когда-то внушал. своим уменьем разделять и властвовать, натравливать одних варваров на других. наконец, своим золотом, дававшим возможность нанимать, подкупать, переманивать или, на крайний случай, просто откупаться. но все это только отодвигало конец. «вечный город» пустел, нищал. на форуме, где еще не так давно решались судьбы мира, теперь росла трава, и бродили свиньи.
четыреста пятидесятое рождество христово отмечено было по всей италии в печали и унынии. наступающий год не сулил ничего хорошего. в церквах спешно замаливались прегрешения, большие и малые, подлинные и мнимые. кара господня никогда не казалась такой неотвратимой. «бич божий» — аттила, царь гуннов, — готовился перейти границы империи.
аттила требовал в свой гарем гонорию, сестру императора валентиниана iii, а с ней и значительную часть его владений и сокровищ в качестве приданого. сама гонория дала согласие на брак. она не приносила себя в жертву из любви к родному городу. с детства гонории была уготовлена незавидная участь. будущий муж ее — дочери одного императора и сестры другого — мог претендовать на престол. этого следовало избежать. поэтому гонорию обрекли на безбрачие, заперли во дворце и готовили к монашеской жизни. много лет честолюбивая и энергичная женщина боролась против властных родственников. тайный брак с ее имениями евгением раскрыли. казнили, а гонорию отправили в константинополь, ко двору ее двоюродного брата. рушились последние надежды на свободу, власть, честолюбивые мечты о престоле. в отчаянии гонория тайно послала верного евнуха к аттиле с предложением взять ее замуж и отправила ему драгоценный перстень в виде залога.
рим был возмущен. «вовсе недостойное детище, — писал древний , — купить себе свободу сладострастия ценою зла для всего государства». но зато аттила был доволен. конечно, в его гареме нашлись бы женщины и моложе и красивее, чем тридцатидвухлетняя римлянка. но брак с ней давал право на римское наследство. война стала неизбежной. аттила начал собирать войска, свои и подчиненных племен. гунны, остготы, герулы, гепиды, ругии и другие, всего несколько сот тысяч воинов, двинулись на рим.
из всех варваров римляне больше всего боялись и больше всего ненавидели гуннов. за неистовую ярость в бою и свирепую беспощадность в грабеже, за кровожадность и жестокость. там, где проходили гунны, не оставалось ни людей, ни строений, только пепел и трупы. они были ненасытны, и золото, отсылавшееся им в виде дани, только еще больше разжигало их алчность.