Ускоряющим фактором развития промышленности в Белоруссии было железнодорожное строительство. Первой железной дорогой, которая через территорию Белоруссии, была Петербургско-Варшавская железная дорога, вступившая в строй в 1862 году. Но ее белорусский участок (в районе Гродно), протяженностью в 50 верст (1 верста -- 1,006 км), проходил по малонаселенной местности и имел второстепенное экономическое значение. В 1866 году было открыто движение на Двинско-Полоцко-Витебском участке Рижско-Орловской железной дороги.
Интенсивное железнодорожное строительство в Белоруссии развернулось в 70-е годы. В это время была построена важнейшая как в экономическом, так и в военном отношении Московско-Брестская магистраль, которая пересекла территорию Белоруссии с запада на восток. В 1871 -- 1874 годах была построена Либаво-Роменская железная дорога через Вильно, Молодечно, Минск, Осиповичи, Бобруйск, Жлобин. В 1873 году через Брест и Ковель на Киев Привисленская железная дорога.
В 80-е годы железнодорожное строительство началось на Полесье. Построенная в 1882 году линия Пинск-Жабинка, соединила полесские дороги с Московско-Брестской, а в 1886 году линия Лунинец-Гомель -- с Либаво-Роменской железнодорожной магистралью. В этом же году было закончено строительство железной дороги Белосток-Барановичи.
В конце XIX века началось строительство Петербургско-Одесской железной дороги, которая через Витебск, Оршу, Могилев, Жлобин.
Важное место в торговых связях Белоруссии занимал город Гродно. Через него осуществлялась торговля с Польшей, Литвой и зарубежными странами. Гродненский рынок был тесно связан с местными рынками, а также с Минском, Вильно, Москвой, Петербургом и другими крупными промышленными и торговыми центрами страны. На Полесье эту роль выполняли Брест и Пинск. Они регулировали товаропотоки в бассейнах Днепра, Припяти, Немана, Западного Буга и Вислы.
Объяснение:
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии охватывают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют право на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляются такие более высокие формы монополистических объединений, как трест, концерн.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах XX в. в США и некоторых странах капитала появились, начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные позиции, монополии рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. А в России вроде синдикаты.