великий князь киевский олег вещий (вторая половина ix в. – 912 г.) – одна из ключевых фигур отечества.
его правление – начало государства, а масштабы деяний делают его политиком международного значения.
олег, по всей видимости, являлся то ли родственником, то ли дружинником рюрика. его прозвание «вещий» указывает на прозорливый ум будущего правителя руси.
после смерти рюрика в 879 году олег стал великим князем новгородским и регентом малолетнего сына рюрика игоря.
согласно «повести временных лет» в 882 году во главе огромной армии вещий олег взял смоленск и любеч, а затем, следуя великому пути из варяг в греки, добрался до киева и захватил его, коварно убив правящих там аскольда и дира.
оценив удобное положение киева, вещий олег сделал киев столицей государства, объединив север и юг в одно политическое пространство. тридцать лет правил олег русью, расширяя территории государства, укрепляя его международные позиции.
Один из самых примечательных персонажей казахской истории – кюйши Кетбуга. Знаменитый Кетбуга был современником Чингисхана и как мужественный батыр, мудрый бий и выдающийся кюйши. В антологию вошел «Кюй Кетбуги» как историческое произведение той эпохи.
Самый крупный представитель восточноказахстанской домбровой традиции – кюйши Байжигит, который внес выдающийся вклад в развитие инструментальной музыки и расцвет кюев-шертпе. Живший во времена хана Абылая, Байжигит по народным преданиям сочинил около 300 кюев, за что был прозван «демоном кюев». До нашего времени кюи Байжигита донес домбрист Жунисбай, а сегодня их лучшим исполнителем является его внук Таласбек Асемкулов, активно пропагандирующий творчество великого кюйши.
Весьма разнообразны по тематике кюи Бейсенби Доненбайулы, основавшего в окрестностях Алтайско-Тарбагатайского и Илийского округов Синьцзянского края свою школу.
Еще один выходец из Тарбагатайского края – Кайракбай Шалекен-улы – замечателен тем, что был не только кюйши-домбристом, но и кюйши-сыбызгистом. Также часть восточной домбровой традиции представляет Илийский округ Синьцзянского края, где жил и творил его видный представитель Ашим Дуншиулы. Большинство кюев Ашима, которого за мастерство исполнения прозвали «Золотые пальцы», дошли до нас благодаря замечательному домбристу Камалу Макайул
Объяснение: