Идеология СССР основывалась на принципах интернационализма, союза народов во имя общего дела построения справедливого общества. Поэтому, пока эта идеология работала и были силы принуждать к следованию ей, в СССР не было национализма и стремления отделиться у республик. Как только СССР ослаб достаточно, чтобы доверие к его идеологии было безвозвратно утеряно, начали возрождаться национальные движения за независимость, сначала в Прибалтике, затем в других республиках. Поначалу, во время перестройки, многие из этих движений не выдвигали прямых требований независимости, а требовали "большей автономии", обновленного конфедеративного Союза. В конце, после путча ГКЧП, они встали на жестко антисоветские позиции и затребовали полной независимости республик.
Крестьяне стремились получить землю, но несмотря на обнищание деревень и нередкие хлебные бунты, возмущение французских крестьян было направлено не на короля, а на откупщиков, сборщиков налогов и министров.
Наемные рабочие роптали против тяжелых условий труда, высоких цен на хлеб и привилегий первых двух сословий, а их недовольство выражалось в форме угроз королевской власти, требований дешевого хлеба и открытого неповиновения.
Деятели католической церкви поддерживали королевскую власть, но часть его была возмущена непомерными тратами двора.
Либеральная интеллигенция, в среде которой была распространена идеология Просвещения, считали абсолютизм противоестественным порядком.
Предприниматели средней руки были недовольны политическим неравенством и старыми порядками, ограничивавшими развитие торговли и промышленности.
Представители крупного капитала были недовольны политическим неравенством и отстранением от управления страной.