1)
Причины:
экономика восстановилась после Батыева нашествия, новые нашествия были не такими страшными и разоряли не все княжества в одно время;
распахивались новые земли, что также экономическому подъёму;
русские земли стали собираться вокруг нескольких центров, благодаря чему меньше стала усобиц, началась более спокойная жизнь;
новым центрам объединения, включая Москву, нужно было доказывать свою значимость, то есть создавать собственные летописи, строить величественные храмы и т.п.
2)
В этот период появились такие новые жанры как историческая и воинская песни. В этих и прежних жанрах отражены новые реалии, вроде судьбы угнанных монголами пленных. Появляются там и идеи борьбы против захватчиков и объединения сил, единства русской земли ради этой борьбы.
3)
После Батыева нашествия снова стали строить из камня. Постепенно опять появились величественные храмы. Они прославляли мощь крупнейших городов, включая Москву. По стилю храмы во многом ориентировались на Владимиро-Суздальское княжество домонгольских времён, но вносились и новшества.
Значительный скачок совершила новгородская архитектура. Вместо аскетичных церквей домонгольского периода, храмы стали изысканными, богаты украшенными рельефами, с немного даже вычурными архитектурными украшениями. Видимо, город настолько разбогател, что заказчики могли позволить себе роскошь.
4)
Наиболее выдающимися произведениями того времени считаются творения Феофана Грека. До нас дошла лишь небольшая часть творчества автора, но среди сохранившихся, наиболее выдающиеся – икона Донской Божьей Матери и иконостас Благовещенского собора.
2. 988 год
3. В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл(против угнетения и распространения власти киевского князя), во главе которых, как правило, стояли волхвы.
После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды