Первая половина XX века стала для Константинопольского Патриархата временем тяжелых испытаний, реформ и серьезных конфликтов с другими Поместными Православными Церквами и светскими властями ряда государств. Одно время под угрозой находилась даже сама дальнейшая возможность его существования. И все же в целом Вселенский Патриархат смог не только сохраниться, но и существенно расширить свое влияние. При этом заметную роль играли его непростые взаимоотношения с Московским Патриархатом и русской православной эмиграцией в Турции.
К моменту революционных событий 1917 г. и окончания I Мировой войны Константинопольский Патриархат являлся одним из самых значительных и влиятельных в православном мире. В его состав входили 40 расположенных на территории Османской империи епархий с общим числом верующих более 2 млн. человек (в том числе 30 в Малой Азии). Патриарший престол занимал Владыка Герман V (в миру Георгий Кавакопулос). Он был хиротонисан во епископа в 1867 г., а Патриархом избран возрасте 63 лет 28 января / 10 февраля 1913 г. (после смерти 13 ноября 1912 г. Патриарха Иоакима III). По мнению греческих историков, в течении своего патриаршего служения Герман V постоянно дистанцировался от духа и буквы принятых в 1860 г. четырех общих уставов Патриархата. Он был сторонником прежней системы управления Константинопольского Патриархата, известной как «геронтизм». Согласно этой системе у постоянных членов Синода – нескольких старейших митрополитов-геронтов хранилась печать Патриархата, и для принятия каждого документа требовалось их согласие, подписи и оттиск печати. Патриарх Герман также подбирал членов Священного Синода по своему усмотрению, а не на основе списка епископов, подаваемого согласно уставам.[1]
В 1913 г. в конфликте с русскими монахами-имяславцами на Святой Горе Афон Патриарх Герман V поддержал Святейший Синод Российской Церкви и содействовал высылке имяславцев с Афона. В годы I Мировой войны Вселенский Патриарх занял явно выраженную протурецкую позицию. В этой связи в российской прессе приводился следующий факт: «Греческий патриарх в Константинополе обратился с посланием ко всем греческим митрополитам Турции, в котором предписывает в каждое воскресенье за обедней молиться за здравие султана и о победе Турции над Россией. Патриарх пожертвовал тысячу пар сапог для турецких солдат».[2]
Важнейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться годы I Миров
Чем больше завоёвываешь земель, тем больше нужно ресурсов для их контроля. Владея огромной территорией, рано или поздно какие-то завоёванные страны будут недовольны и начнут бунтовать. Ещё стоит опасаться нападений других государств. Также при попытке захвата других земель правитель проиграет, то его армия ослабнет, соответственно и контроль за государством тоже ослабнет, чем воспользуются противники и прекратится существование могущественного государства. Примером может послужить Древняя Македония, которая завоевала достаточно большую территорию, но после смерти Александра Македонского она просуществовала недолго.
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и Японии.