Еабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917—1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к смертной казни были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ—МБ—ФСК—ФСБ России). Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях Генеральный прокурор СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти должностных лиц. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
И вот снова наступило утро. С восходом солнца, когда завершилась битва Кота и Змея, и бог солнца Амон-Ра, как всегда, победил бога тьмы Апопа, вся семья уже на ногах. По нашим обычаям глава семьи проснулся раньше других домочадцев и позавтракал один, сразу после умывания. Завтрак его был, как всегда, прост: ячменные лепёшки из «ита» и ячменное пиво. В хорошие, урожайные годы на завтрак бывают ещё пшеничные лепёшки из «сута» и мясо. Но до сбора урожая ещё далеко. Поэтому и мясо на нашем столе бывает редко, его не на что выменять. Одежда крестьянина проста: короткая набедренная льняная повязка «схенти» с поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Ещё он обязательно носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
Перед разливом Нила мужчинам приходится много работать: приводить в порядок дамбы, укреплять посадкой деревьев и кустарников дороги, очищать и углублять каналы. Все это делается для того, чтобы, живительные воды Нила не превратили поля в болота. Когда же в сентябре начнётся паводок, он вместе с остальными мужчинами будет следить за наполнением квадратных бассейнов водой. И только через два месяца, к октябрю, воду начнут медленно спускать по специальным спускным каналам, следя за тем, чтобы плодородный ил оставался на полях. Тогда земля станет мягкой и жирной.
А после этого начнутся посевные работы. Сеять хлебное зерно - это тяжёлая работа, потому ею занимаются только мужчины. Во время сева жнецы работают под звуки флейты: ведь под ритм музыки жнецам легче выполнять свою тяжёлую работу. Женская работа начнётся позднее – во время веяния. Я буду работать на гумне, очищая зерно с продолговатых лопаток – веялок от мякины. Но это будет потом. Пока же я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе только очень богатые люди в нашем царстве) . Я умылась, расчесала свои волосы и сделала причёску «конский хвост» . Я не знатная дама, поэтому парика у меня нет. Как всегда, я почернила брови специальным порошком кохоль и обвела черным порошком глаза, чтобы боги Хорус и Ра защитили меня от болезней. Я подкрасила веки зелёным порошком из сернистого свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда моя тоже очень проста: плотно облегающая фигуру рубашка - сарафан «калазирис» из грубой ткани, с разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому. Не забыла я надеть и свои простые украшения из керамики. После этого я позавт- ракала фруктами и чистой водой. Дети поели отдельно. Им не нужно причёсываться – у них, как и всех египетских детей – бритые головы с небольшими прядями - «локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам головы) . Я усадила их на циновки, лежащие на земляном полу, и покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.