Тала́сская би́тва (751 г.) — грандиозное сражение в Таласской долине (граница современных Казахстана и Киргизии) у города Атлаха между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата с одной стороны, и армией танского Китая за контроль над Средней Азией.
В 749 году китайский полководец Гао Сяньчжи (англ.)русск. взял Ташкент, казнив его тюркского правителя Мохэду. По жалобе его сына и для того, чтобы защитить арабский гарнизон в осаждённом Таразе, наместник халифа Абу Муслим послал навстречу китайцам отряд йеменской конницы под командованием Зияда ибн Салиха, к которому присоединилось ополчение тюркских племен, прежде воевавших с арабами.
Битва, ставшая фактически столкновением цивилизаций, произошла в июле 751 года на реке Талас. Четверо суток армии стояли друг против друга, не решаясь вступить в сражение. На пятый день в тыл китайцам неожиданно ударили силы карлуков, входивших в состав имперской армии и изменивших своим сюзеренам. Китайская армия дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил полководцу дорогу среди охваченных паникой воинов.
Битва положила конец продвижению на запад границ Танской империи. В то же время китайским военачальникам удалось нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило их продвижение на восток, в Синьцзян. Разразившееся через несколько лет после битвы восстание Ань Лушаня подорвало мощь танского Китая и заставило императора отозвать свои пограничные гарнизоны на восток.
Арабы тоже не смогли удержаться в Таласской долине и отступили в Шаш.
Значение
Был положен предел продвижению арабов на восток.
Ислам начал распространяться среди тюркских народов.
Карлуки создали независимое государство.
Технология производства бумаги через китайских военнопленных проникла на Запад.
Уйгуры восстановили свое государство в Восточном Туркестане.
Танская империя начала приходить в упадок и китайское распространение на запад было остановлено почти на 1000 лет.
Объяснение:
Шахмардан Есенов (5 сентября 1927 года, аул Тартагай Шиелийского района Кызылординской области, — 28 сентября 1994 года, г. Алма-Ата) — выдающийся научный и политический деятель Казахстана, Министр геологии Казахской ССР (1961—1967 год, 1974—1978 год) , геолог, академик АН КазССР (1967), президент Академии наук Казахской ССР (1967—1974) доктор геолого-минералогических наук (1970), лауреат Ленинской премии (1966), лауреат Государственной премии КазССР (1972). Внёс большой вклад в развитие геологической науки и геологической службы Казахстана.
В 1944 году окончил педагогический техникум в Кызыл-Орде. В 1949 году окончил Казахский горно-металлургический институт (ныне — Казахский Национальный Технический университет) . Работал сначала геологом в Джезказганской комплексной геолого-разведочной экспедиции [1], затем главным инженером Джезказганской комплексной геологоразведочной экспедиции.
В 1953 году избран депутатом Джезгазганского районного Совета по избирательному округу 45. В 1955 году избран депутатом Джезгазганского городского Совета по избирательному округу 144.
В 1959 году избран депутатом Верховного Совета КазССР 5 созыва по Чулак-Таускому избирательному округу. В 1960 году избран членом Всесоюзного общества «Знание» .
С 1960 года заместитель министра геологии КазССР, а с 1961 по 1965 год Министр геологии КазССР.
В 1961 году избран членом ЦК Компартии КазССР на 11 съезде КПК. В 1962 году избран членом ЦК профсоюза рабочих геологоразведочных работ. В 1963 году вновь избран депутатом Верховного Совета КазССР 6 созыва. Успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему на тему методики поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.
Благодаря Шахмардану Есенову Мангыстауская область (Мангышлак) , а соответственно и все ее ресурсы, до сих пор входит в состав Республики Казахстан. По многочисленным свидетельствам современников и коллег, в частности академика С. Сартаева (со ссылкой на бывшего Л. И. Брежнева доктора наук Федюкина — из книги «Главный геолог. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Ш. Есенова» , Алмааты, 2007, стр. 183) и других, в 1962 году, после обнаружения на полуострове Мангышлак больших запасов нефти и газа у Никиты Хрущева появилась идея передать этот регион в состав Азербайджана или Туркменистана, ссылаясь на больший опыт в разработке нефтяных месторождений. Динмухамед Кунаев, не имея возможности лично противостоять непосредственному руководителю, поручает именно Шахмардану Есенову не допустить передачи Мангышлака другой республике.
Есенов пользовался огромным авторитетом и доверием у союзного руководства, научной и государственной элиты за талант, харизму, интеллигентность и высочайший профессионализм. Этот вопрос обсуждался на закрытом объединенном заседании Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР. После вступительного слова Н. С. Хрущева выступил Шахмардан Есенов. Он очень четко и аргументировано обосновал необходимость оставить Мангышлакский регион в составе Казахской ССР, что у Казахстана хватит научного и производственного потенциала развивать и осваивать этот регион, что ресурсы этого региона равны пяти Баку и т. д. Тогдашний глава Кабинета Министров СССР Н. Косыгин поддержал Шахмардана Есенова, как и большинство убежденных презентацией Есенова присутствовавших, проголосовавших за сохранение статус-кво Мангышлака. Это решение было не просто историческим, сохранив для Казахстана важнейшую его часть. Во многом это был прецедент демократического противостояния властной вертикали и ее решениям. Крайне раздосадованный таким ходом событий Никита Хрущев, возглавлявший КПСС в то время, а значит бывший первым лицом государства, по свидетельству очевидцев, бросил реплику Косыгину «ты займись своим ситцем» (намек на опыт работы текстильщиком Косыгина).