император лев vi в x в. уничтожил остатки городского . своего рода символом отказа от прежних демократических обычаев было изменение обряда вступления на престол: раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме - теперь его венчали на царство как божьего избранника в храме святой софии. в эту эпоху император нарекается василевсом, т. е. царем (возможно, под влиянием восточной традиции), а также автократором (самодержцем). имперская власть отнимала у общества право голоса, право активного участия в политической деятельности. общество также имело свои особенности. например, феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, так и не оформились в византии в сословие. положение аристократии, приближенной к трону, несмотря на богатство и внешний блеск, было весьма неустойчивым. многое зависело от игры случая или милости императора. долгое время, примерно до конца x в., правящая элита была открытым слоем. проникнуть в него можно было не столько происхождению, сколько личным заслугам или расположению императора.
сильная централизация, единодержавие, конечно, византии сохранить свою целостность, а это придавало устойчивость цивилизационному процессу. однако у византийской авторитарности была и другая сторона: не только сила проявлялась в ней, но и слабость. возможности императоров, обладавших, казалось бы, всей полнотой власти, на самом деле были далеко не безграничны. император, полностью всесильный по отношению к отдельному человеку, был весьма скован в своей реформаторской деятельности. в политическом сознании византийцев он являлся прежде всего хранителем традиций и обычаев. таким образом, власть ориентировалась на прошлое и, кроме того, была в большой степени изолирована от общества. в результате многие важные социально- процессы шли вопреки косной государственной власти, выходя из-под ее контроля. с другой стороны, не успевая за развитием страны, власть часто использовала свою силу, чтобы сдерживать его, препятствовать появлению нового.
Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев». Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи — давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.