Иван Васильевич был поражен увиденным. Полковник предстал перед ним совершенно другим человеком. Буквально несколько часов назад юноша видел его на балу, где он танцевал со своей дочерью и излучал доброту. Теперь это был жестокий, бессердечный человек. Иван Васильевич говорит о своих мыслях, которые возникли у него в голове после увиденного: «Что же, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они звали что-то такое, чего я не знал", — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил, и никуда, как видите, не годился» .
Пожилой Иван Васильевич говорит о том, что в молодости не сделал никаких выводов относительно увиденного. Однако он все-таки лукавит. Рассказчик не мог остаться равнодушным к жестокости полковника и к самой бесчеловечной сцене наказания. Да, может быть, юноша не знал, как ему реагировать. Он не мог защитить несчастного. Но внутренний протест у него возник. Ведь раньше Иван Васильевич планировал поступить на военную службу. После того, как ему довелось наблюдать сцену избиения солдата, это желание исчезло. Юноша не пошел на военную службу, потому что жестокость противна его натуре. Иван Васильевич честный и добрый человек. Он не умеет притворяться. В юности он понял, что притворство, фальшь и лицемерие свойственно очень и очень многим. Например, полковник может быть и нежным отцом, и жестоким вершителем судеб беглых солдат. Иван Васильевич добр по своей натуре. Он не может смириться с тем, что человеческая жизнь не ценится вообще. Ведь беглый солдат после избиения может умереть. И о нем никто не вспомнит, и не Может быть, он и преступил закон. Но ведь никто не знает, каковы на то причины.
Юный Иван Васильевич не смог остаться равнодушным к страшной сцене. Он понимает, что здесь таится глубочайшее зло. Но не может пока облечь свои мысли в словесную форму. Однако бесчеловечное отношение к солдату запомнилось ему на всю жизнь. После этого случая любовь к прекрасной девушке, дочери полковника, «пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я реже стал видаться с ней. И любовь так и сошла на нет» .
Молодой человек поневоле переносит свое отношение к полковнику на его дочь. И это о многом говорит нам. Юноша перестал считать полковника порядочным, благородным. Теперь полковник вызывает у Ивана Васильевича исключительно отрицательные эмоции. Именно поэтому юноша избегает военной карьеры. Это его молчаливый протест против несправедливости окружающего мира. Юноша не пытается стать революционером, изменить мир. Нет, он просто остается в стороне от общественной жизни, отказывается не только от военной карьеры, но и от своей любви к Вареньке.
Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:
У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям.
Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что
... он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!
Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. “Седенький попик” так характеризует Ермилу:
Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой.
Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета “правдой строгой”, “умом и добротой”. Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.
1. Царевна
2. Молодая, прекрасная
3. Заблудилась, отравилась, ожила
4. но царевна молодая тихомолком расцветая между тем росла росла поднилась и расцвела
5. невеста
1. Царица
2. Злая, стройная, ревнивая
3. приказала, отравила, умерла
4. Царица от ревности к царевне в конце концов умерла
5. Колдунья