жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.
композиционная структура рассказа представляет несложной в виде небольшого объема.
главными героями произведения являются дед архип и его внук ленька, представленные в образах близких родственников, вынужденных скитаться с целью преодоления нищенского существования.
ленька изображается в рассказе в качестве десятилетнего мальчика, являющегося круглой сиротой, не имеющего родителей, за исключением больного деда, отличающегося чистотой душевного восприятия.
сюжетная линия разворачивается в момент пребывания героев в кубанскую станицу, где планирует получить хорошее подаяние, поскольку чувствует приближение своей скорой смерти и переживает за дальнейшую судьбу внука, который может остаться без средств к существованию.
на пути в станицу у героев происходит встреча с местным казаком в лице андрея черного, который приглашает путников переночевать в собственном доме.
однако в течение дня происходят события, кардинально меняющие планы деда архипа и леньки.
мальчик, разойдясь с дедом в разные места, прося милостыню, встречает на одной из улиц станицы плачущую девочку, которая делится с ленькой своей бедой в виде потерявшегося платка.
затем мальчик подходит к церкви, где назначена встреча с дедом архипом, и обнаруживает последнего с целым мешком подаяний. ленька подозревает, что дед совершает кражу, однако даже при их задержании полицейскими это не подтверждается.
герои отправляются на окраину станицы, где совершают привал, на протяжении которого ленька предъявляет деду претензии, однако старик обосновывает кражу кинжала и платка необходимостью накопления для будущего мальчика.
не выдержав позиции деда и вспоминая слезу девочки, ленька убегает в степь, несмотря на наступающую грозу.
на утро местные жители обнаруживают под деревом мертвого старика, а при нем пропавшие вещи, а затем в овраге – погибшего мальчика. обоих хоронят там же под деревом, поскольку ворам нельзя покоится на обычном кладбище.
смыл рассказа заключается в столкновении разных нравственных идеалов.
источник: анализ произведения дед архип и лёнька горького
Что такое публицистика Этот род журналистики и литературы рассматривает самые актуальные экономические, политические, правовые, а также философские и литературные проблемы, волнующие современную жизнь. Публицистический стиль речи повлиять на мнение любых существующих политических институтов, произвести перемены или изменения в их работе в угоду классовым интересам, нравственным или социальным идеалам. Публицистика исследует всю современную жизнь во всех её проявлениях - в большом и малом, в частном и общественном, отражая своё видение в документах, искусстве, прессе. В литературе и журналистике нет средства, лучше развивающего русский язык. Публицистический стиль речи первым свидетельствует об изменениях в стилистике, демонстрирует создание неологизмов и внедряет новые формулы фразеологизмов.
Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года при таком неловком случае: немец тогда здорово наступал. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным.. . Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов? " А тут и спрашивать нечего было. - Я должен проскочить, и баста! " - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку! " Я и подул. В жизни так не ездил, как на этот раз! Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается. Пробежал километров шесть, скоро мне уже на проселок сворачивать, чтобы пробраться к балке, где батарея стояла, а тут гляжу - мать честная - пехотка наша и справа и слева от грейдера по чистому полю сыплет, и уже мины рвутся по их порядкам. Что мне делать? Не поворачивать же назад? Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось.. . Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню. Как остался я живой тогда - не понимаю, и сколько времени пролежал метрах в восьми от кювета - не соображу. Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень, в левом плече что-то скрипит и похрустывает, и боль во всем теле такая, как, скажи, меня двое суток подряд били чем попадя. Долго я по земле на животе елозил, но кое-как встал. Однако опять же ничего не пойму, где я и что со мной стряслось. Память-то мне начисто отшибло. А обратно лечь боюсь. Боюсь, что ляжу и больше не встану, помру. Стою и качаюсь из стороны в сторону, как тополь в бурю. Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет.. . Это как? Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает.. . Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука. Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу мимо меня туда, откуда я со снарядами выехал.. . Каково это было переживать? Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты. Погляжу, погляжу на них краем глаза и опять прижмусь щекой к земле, глаза закрою: тошно мне на них глядеть, и на сердце тошно.. . Думал, все приподнял голову, а их шесть автоматчиков - вот они, шагают метрах в ста от меня. Гляжу, сворачивают с дороги и прямо ко мне. Идут молчаком. "Вот, - думаю, - и смерть моя на подходе". Я сел, неохота лежа помирать, потом встал. Один из них, не доходя шагов нескольких, плечом дернул, автомат снял. И вот как потешно человек устроен: никакой паники, ни сердечной робости в эту минуту у меня не было. Только гляжу на него и думаю: "Сейчас даст он по мне короткую очередь, а куда будет бить? В голову или поперек груди? " Как будто мне это не один черт, какое место он в моем теле прострочит. Молодой парень вскинул автомат - я ему прямо в глаза гляжу, молчу, а другой, ефрейтор, что ли, постарше его возрастом, можно сказать пожилой, что-то крикнул, отодвинул его в сторону, подошел ко мне, лопочет по-своему и правую руку мою в локте сгибает, мускул, значит, щупает. Попробовал и говорит: "О-о-о! " - и показывает на дорогу, на заход солнца. Топай, мол, рабочая скотинка, трудиться на наш райх.
объяснение:
жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.
композиционная структура рассказа представляет несложной в виде небольшого объема.
главными героями произведения являются дед архип и его внук ленька, представленные в образах близких родственников, вынужденных скитаться с целью преодоления нищенского существования.
ленька изображается в рассказе в качестве десятилетнего мальчика, являющегося круглой сиротой, не имеющего родителей, за исключением больного деда, отличающегося чистотой душевного восприятия.
сюжетная линия разворачивается в момент пребывания героев в кубанскую станицу, где планирует получить хорошее подаяние, поскольку чувствует приближение своей скорой смерти и переживает за дальнейшую судьбу внука, который может остаться без средств к существованию.
на пути в станицу у героев происходит встреча с местным казаком в лице андрея черного, который приглашает путников переночевать в собственном доме.
однако в течение дня происходят события, кардинально меняющие планы деда архипа и леньки.
мальчик, разойдясь с дедом в разные места, прося милостыню, встречает на одной из улиц станицы плачущую девочку, которая делится с ленькой своей бедой в виде потерявшегося платка.
затем мальчик подходит к церкви, где назначена встреча с дедом архипом, и обнаруживает последнего с целым мешком подаяний. ленька подозревает, что дед совершает кражу, однако даже при их задержании полицейскими это не подтверждается.
герои отправляются на окраину станицы, где совершают привал, на протяжении которого ленька предъявляет деду претензии, однако старик обосновывает кражу кинжала и платка необходимостью накопления для будущего мальчика.
не выдержав позиции деда и вспоминая слезу девочки, ленька убегает в степь, несмотря на наступающую грозу.
на утро местные жители обнаруживают под деревом мертвого старика, а при нем пропавшие вещи, а затем в овраге – погибшего мальчика. обоих хоронят там же под деревом, поскольку ворам нельзя покоится на обычном кладбище.
смыл рассказа заключается в столкновении разных нравственных идеалов.
источник: анализ произведения дед архип и лёнька горького