Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингисхана.
Столицы и страны истлели в пыли.
Вот семь с половиной столетий
Сквозь годы и бездну событий и стран
Я след твой ищу на земле, Каир-хан.
Мой предок могучий, я слышал твой зов,
Дошедший ко мне через толщу веков.
Узнай, что мечта не погибла — живет,
Тот мальчик продолжил наш род.
Я этого гордого племени сын,
От первого крика до поздних седин,
А значит, и ты уцелел от меча,
Бессмертием своим пережил палача.
Прости, что не сразу исполнил поэт
В веках прозвучавший священный завет.
Я столько потратил и дней и ночей,
Я столько блуждал среди вольных степей,
Пока не пришла золотая пора,
Где ясны границы и зла, и добра.
Пусть Город, что в Азии был знаменит,
Сегодня песками забвения укрыт,
Пусть Город не виден — трава и ковыль,
Но слава его не легенда, а быль.
Бессмертны вовеки под толщей песков
Могучие корни моих городов.
Надежнее слово и крепче рука,
Коль память корнями уходит в века.
- Мухтар Шаханов.
Объяснение:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…»
При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.
Композиции стихотворений во многом похожи. Произведения
поэтов можно разделить на три условные части. Первая и вторая части «совпадают»: первая — это воспоминание о «чудном мгновенье» и лице «в простой оправе», заставляющее забывать «о подвигах, о доблестях, о славе»; вторая — вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни» летящие и кружащие «проклятым роем», а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина — это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновенья», то у Блока итогом является вывод: «все миновалось, молодость
Более внимательный анализ позволяет еще
лучше увидеть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Прежде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический герой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрасное проявление бытия, и мир, в котором лирический герой так или иначе самоопределяется.
Лирические герои Пушкина и Блока по-разному представляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пушкин к 1825 году в большинстве своих произведений — реалист. Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосредственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лирического героя, близкого автору. Автобиографический момент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои. Пушкин проник в одну из сфер жизни, переживаний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что волнует многих. Его цель классически «проста» — сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.