Для Толстого его творчество - это нечто живое, оно по его мнению не можеь служить для цели описать, узнать предмет. Мысль очень важна, она жива, они гениальна, виртуозна и крайне необходима. Если бы это не имело бы столь важную роль в его жизни, не затрагивало так сильно его чувства, Толстой не мог бы опустить текст печататься. Выставить на обозрение то, что считаешь просто информацией было для него чуждо, непонятно. Он не позволил бы себе не наполнив слова эмоциями, мыслями, не оживив идею лишь обычными словами отправить ее на виденье другим людям.
Гайдар не уклонялся от «трудных тем», плохо укладывающихся в рамки детской литературы. Многое сам испытавший в жизни, он говорил в своих книгах о трудных сторонах её. Так была написана книга «Судьба барабанщика», как говорил сам Гайдар, «книга не о войне, но о делах суровых и опасных - не меньше, чем сама война». аканчиваю последние страницы повести…В «Судьбе барабанщика» писатель несколько раз менял причину ареста отца героя повести Сергея Щербачова. По первоначальному замыслу отец арестован по доносу. В повести его арестуют за растрату. В незаконченном сценарии – за утерю важного военного документа. Но причина ареста не меняла главного – суровости удара, который должен пережить четырнадцатилетний мальчишка, любивший, уважавший своего отца, гордившийся им.В те сложные годы ребят с подобной судьбой было немало.Видимо, в то время сложность темы, затронутой в повести, кого-то напугала. В июле 1939 года повесть «Судьба барабанщика» вышла отдельной книгой в Детиздате.