духовный собиратель народа, с которым связаны культурный идеал святой руси и возникновение духовной культуры (и культуры вообще)[1]. "ангел-хранитель россии" (п. флоренский)[2]. письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[3].
известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник старчества[1] и возобновитель монашеского общежития[⇨], которое идёт от антония и феодосия печерских.
с xv века почитается православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшим подвижником земли . с древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. считается покровителем учащихся.
до начала xx века почитание сергия радонежского ограничивалось почти исключительно территорией руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой эмиграции[4].
в 1940 году папа пий xii признал допустимым почитание святых восточной церкви, канонизированных до ферраро-флорентийского собора, включая сергия радонежского, — в первую очередь греко-католиками. с 1969 года по распоряжению папы павла vi имя преподобного сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[5].
дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);
5 (18) июля — обре́тение мощей.
в православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
в приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю
Вопрос 1: Почему, характеризуя литературный процесс 1940-х, периода ВОВ, исследователи говорят о возвращении отечественной литературе, пусть ненадолго, былого единства?
В период Великой Отечественной Войны (1941-1945), отечественная литература переживала глубокие изменения, которые способствовали возрождению и временному восстановлению былого единства. Под влиянием войны, писатели стали описывать боевые подвиги и героизм советских солдат, гражданские страдания, патриотические чувства и дух нации.
Это можно объяснить следующими причинами:
1) Военное время требовало объединения нации в борьбе против нацистской Германии, и поэтому писатели стремились создать литературу, которая бы подчеркивала важность единства и солидарности в этой нелёгкой ситуации.
2) Ценности и идеалы, которые лежали в основе предвоенной и предреволюционной литературы, были востребованы во время войны, так как они помогали укреплять национальный дух и военное моральное состояние населения.
3) Литература стала своего рода инструментом пропаганды, который был использован для мобилизации населения, поддержания настроения патриотизма и укрепления идеологической основы коммунистической партии.
Вопрос 2: Какие жанры преобладали в литературе 1940-х? Чем это можно объяснить?
В литературе 1940-х годов преобладали следующие жанры:
1) Военно-патриотическая проза - это был наиболее популярный жанр, который отражал героизм, мужество и самопожертвование солдат. Такая литература была важной частью пропагандистской работы и имела огромное значение для поднятия морали бойцов на фронте и жителей в тылу.
2) Военная поэзия - поэты изображали страшные реалии войны, трагические потери, но также возвеличивали боевые подвиги и патриотизм.
3) Документальная проза и публицистика - авторы рассказывали о жестокостях войны и ужасах фашистской оккупации, а также сообщали о героических подвигах советских солдат и гражданского населения.
4) Лирическая поэзия - эта разновидность поэзии была восхваляющей, она подчеркивала красоту домашней жизни, природы и любовь к Родине.
Это можно объяснить тем, что военное время обладает своими особенностями: когда война приходит в страну, жанры связанные с войной, патриотизмом и идеями защиты Родины, оказываются наиболее актуальными и значимыми для писателей.
Вопрос 3: В чем своеобразие публицистики военных лет?
Во время Великой Отечественной Войны, публицистика была особенно важной в литературе. Её своеобразие заключалось в следующем:
1) Информационная ценность: публицистика давала людям информацию о ходе войны, подвигах советских солдат, достижениях науки и техники, а также об уроках, которые можно извлечь из боевого опыта.
2) Пропагандистская функция: публицистика использовалась для укрепления морали и патриотического настроения, а также для мобилизации населения на призыв к борьбе с фашизмом.
3) Анализ и комментарии: публицистика анализировала политическую обстановку, освещала социальные проблемы и комментировала важные события, позволяя населению лучше понимать происходящее и формировать свою точку зрения.
Вопрос 4: Чем объясняется возросший интерес к лирическим жанрам?
Возросший интерес к лирическим жанрам в период Великой Отечественной Войны можно объяснить следующими причинами:
1) Поэтическое слово помогало поддерживать оптимизм и душевное равновесие в тяжелые времена.
2) Лирика позволяла выразить истинные чувства и эмоции, связанные с войной, и отразить личностные переживания авторов.
3) В поэтической форме было удобнее передать передовые идеалы, выразить патриотические чувства и создать образы героев, которые были необходимы военному времени.
4) Лирика способствовала созиданию и поддержанию моральных ценностей, что было особенно важно в тяжелых условиях войны.
Все эти факторы вместе оказали влияние на рост интереса к лирическим жанрам в литературе 1940-х годов.
духовный собиратель народа, с которым связаны культурный идеал святой руси и возникновение духовной культуры (и культуры вообще)[1]. "ангел-хранитель россии" (п. флоренский)[2]. письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[3].
известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник старчества[1] и возобновитель монашеского общежития[⇨], которое идёт от антония и феодосия печерских.
с xv века почитается православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшим подвижником земли . с древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. считается покровителем учащихся.
до начала xx века почитание сергия радонежского ограничивалось почти исключительно территорией руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой эмиграции[4].
в 1940 году папа пий xii признал допустимым почитание святых восточной церкви, канонизированных до ферраро-флорентийского собора, включая сергия радонежского, — в первую очередь греко-католиками. с 1969 года по распоряжению папы павла vi имя преподобного сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[5].
дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);
5 (18) июля — обре́тение мощей.
в православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
в приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю