Урок разработан по технологии критического мышления через чтение, говорение и письмо с элементами технологии учебного диалога
Каждый урок литературы - это радость открытий, это встречи с новыми и уже полюбившимися героями на страницах интересных книг.
О, книга!
Друг ты мой бесценный!
Ты мне нужна везде, всегда…
И зимним днем, и днем весенним,
Когда веселье или беда.
Кто в вашей памяти остался?
Кто рядом с юных детских лет?
3 слайд
Герасим, что с Муму расстался
И перенёс так много бед.
4 слайд
И та "Корова", у которой
Осмелились дитя отнять,-
Пример всем мамам непутёвым,
Забывшим, что такое - Мать!
5 слайд
И "Тёплый хлеб" я вспоминаю
Всегда с любовью и теплом.
людям - точно знаю:
Добро оплатится добром.
6 слайд
А годы не стоят на месте.
Считать их только успеваю.
Задам вопрос о долге, чести-
Гринева с Машей вспоминаю.
-Какой темой объединены названные вами произведения ?
-Я думаю, здесь можно выделить несколько тем: тему сострадания и человеческого участия, тему заботы о ближнем, тему ЛЮБВИ.
-Человек, который дарит свою любовь другим, никогда её не растратит. Чем больше даешь, тем больше остается. Когда черпаешь из живого родника, то с каждым днем он становится щедрее.
7 слайд
И вот цветущий "Куст сирени" …
Любовью, преданностью пышет.
Пред Верой преклоню колени,
И пусть она меня услышит.
И пусть меня услышит каждый,
И пусть поверит мне на слово,
Что, прочитав рассказ однажды,
Перечитать захочет снова.
-Дома вы должны были прочитать рассказ, выполнить письменную работу и продумать ответы на вопросы, записанные в тетради.
-Сегодня на уроке в ходе анализа художественного произведения мы проследим авторское отношение к героям, выскажем своё мнение по проблемам, затронутым в рассказе, выясним связь эпиграфа с основной мыслью и роль художественной детали в создании психологического портрета героев, отметим мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
8 слайд
-А начнем мы работу с проверки домашнего задания. Давайте послушаем, какие у вас получились предложения , а точнее, как вы продолжили предложение :
"КУСТ СИРЕНИ" А.И.Куприна - это …
Сказка "Волшебное кольцо" мне очень понравилась. В ней главный героя Семен другим и заводит верных друзей - собаку, кошку, змею. Он их от мучений, а в конце сказки друзья уже Семену.
Мне очень нравятся в этой сказке собака, кошка и змея, они такие милые и верные. И хотя кошка с собакой иногда ругаются,это не мешает им делать одно дело.
Отрицательными героями в сказке являются жадная царевна, которая совсем не любила Семена, и аспид. который завидовал Семену за то, что тому досталось кольцо царя Змей. Эти герои понесли в конце заслуженное наказание.
Сказка "Волшебное кольцо" учит нас другим, заступаться за тех, кого несправедливо обижают, делать людям добро
тихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не произносит, а "выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на "равнодушную природу", это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение во Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический во ответ не требуется.
Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы "внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. "Послушайте!"-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика ("врывается к богу") естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: "врывается", "плачет клянется"-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него "жилистая рука". Эпитет "жилистая" настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. "Длань" (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим рукой".
Объяснение: