Головний герой новели, десятирічний безпритульний хлопчик Мишко, потрапляє до дитячого будинку. Ззовні він «марний, обiдраний, босi ноги всi в грязі», та при цьому запевняє, що в нього є мама й тато, і живе він тут недалечко, а на запитання, чому ж він тоді голий і босий, хлопчик-сирота демонструє винахідливість, відповідаючи: «…чоботи є в мене, тiльки мама заховала, щоб я з дому не сходив. То я босий утiк. I пальто в мене є, i шапка гарна – все мама поховала». Подив дітей посилився, коли «Мишко заспокоївся, пiдтяг штани, очi засяяли» і він заспівав надзвичайно гарним і сильним голосом народну пісню «Ой, Морозе-Морозенку, ти славний козаче…». Та це ще були далеко не всі таланти й обдарування маленького Мишка. Не меншe враження він справив на всіх, коли витягнув «гребінь iз кишені, та як утне на йому губами: так i пориває до танку, i очі в усіх засяяли…». Автор неодноразово акцентує увагу на тому, що в дітей від радості «очі засяяли». Показуючи характер малого Мишка, автор звертає увагу й на вольову натуру хлопця, тоді, коли всі побігли їсти «на обiд дер зуп – без хлiба, без солi й без круп», а хлопець чемно відмовився, говорячи, що вже обідав «борщ iз м’ясом, i кашу молошну, i чай з булкою в накладку i… Мишко ковтнув слину й замовк». А коли всі весело і завзято обідали «Мишко стояв, схилившись на одвiрок, нахмурений. Все одхиляє убiк голову, нiби на той обiд i дивитись не хоче. Тiльки в горлi у його кавкало, мовби глитав великi камiнцi.
Бернард Шоу рассуждает о развитии общества и мира в целом. Он акцентирует внимание на мировосприятии, мировоззрении - - представлении о смысле жизни, его ощущение, целая система взглядов на мир людей и каждого человека в отдельности. Автор считает, что тот, кто рационализирует свои действия, мудро подходит к принятию решений, тот лишь адаптируется к миру, принимает его таким, какой он есть. И такой человек не желает ничего менять в жизни. А тот, кто не дает установку своим поступкам, не строит разумные выводы, отказывается принять реальный мир. Он всячески стремится изменить его, подстроить под себя. И эволюцией движут именно такие люди. Я разделяю точку зрения автора. Действительно, разумные, образованные, высококультурные люди постоянно рассуждают с позиции здравого смысла. Возможно, эти люди как-то влияют на развитие общества, но только не всем доступного, элитарного. Зачастую их все устраивает в жизни, размеренность предупреждает неожиданность. Они считают, что являются лидерами в социуме, а остальные находятся под ними. Но это не должно быть так. На всех людей все равно не повлияешь. Если человек многогранен, то он может подтянуть другого, непутевого, необразованного до своего уровня. Тогда прогресс будет двигаться быстрее. Напротив, неразумный человек, то есть в данном контексте недостаточно умный, неосведомленный стремится узнать жизнь с разных сторон. Так как духовные человеческие потребности неограниченны, то неразумный постоянно будет хотеть изменить что-то, действовать в лучшую сторону, на благо обществу и самому себе. А чем меньше он будет рационализировать, тем больше делать. Всякое деяние, связанное с доблестными намерениями приведет к прогрессу. Но разумные непременно несут положительную функцию в обществе; и ежели люди смогут взаимодействовать друг другу, взаимно перенимать опыт, знания, навыки, тогда человечество будет всецело прогрессировать. В защиту своей позиции приведу аргументы. В современном обществе существует деление на страты - слои различного социального положения, а оно зависит от разного доступа людей к информации, благам. И это естественно, но в основном люди разнообразных страт никак не участвуют в жизни друг друга. Всех заботят только свои проблемы. Если каждый будет заинтересован в общественном прогрессе, то поймет, что взаимное участие и приведут к нему. Страты сохранятся, но путем сплочения мир станет эволюционировать быстрее. И, например, как сказал Франсуа де Ларошфуко: "Ум служит нам обычно лишь для того, чтобы смело делать глупости", что на своем ярком примере подтвердил великий философ Джон Локк. Он утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. А неразумные в первую очередь приходят к познанию через восприятие, мироощущение. По моему мнению, люди, при мир к себе - настоящие люди. Кому, как не человеку, надо пытаться изменить мир к лучшему. И равенство людей заключается не только в социальном, но все мы изначально равны в своих человеческих возможностях, которые непременно должны использовать, чтобы встать на прогрессивный путь.