Имя уильяма шекспира уже несколько столетий известно мировой . одно из самых известных его произведений – «ромео и джульетта». эта трагедия была написана в 1596 году. несмотря на то, что уильям шекспир является драматургом, действия «ромео и джульетты» разворачиваются в италии, в вероне и мантуе. мы все с детства знаем сюжет этой трагедии. но это произведение невозможно прочувствовать, понять, если не прочитать его от начала до конца. я прочитала пьесу на каникулах, это было одним из наших . к чтению я приступила с некоторой неохотой, не ожидая, честно говоря, от книги чего-то . но как же я ! буквально с первых же страниц меня заворожили великолепные строки этого произведения в переводе пастернака! я забыла об окружающей меня действительности и полностью погрузилась в «верону, где встречают нас событья». и до последней страницы я переживала за ромео и джульетту так, словно впервые знакомилась с сюжетом трагедии. бессмысленная многолетняя вражда семей монтекки и капулетти препятствует любви ромео и джульетты. влюбленные принадлежат к разным кланам, они не могут быть вместе. но любовь сильнее всех преград, и только она может положить конец вражде двух влиятельных семей: друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни. из-за бесконечной вражды этих кланов не только влюбленные, но и другие люди, приближенные к ним. так, , двоюродный брат джульетты, убивает в драке меркуцио. а затем ромео не сдерживается и убивает , отомстив за друга. каждый герой пьесы по-своему интересен, но больше всех мне, , понравилась все-таки джульетта. ей всего лишь 14 лет, но ее чувства к ромео совсем не детские. ради возлюбленного она делает решительные шаги, перечит родителям, что по тем временам было страшным преступлением. когда девушка понимает, что венчание с парисом неизбежно, она готова покончить с собой. ведь до этого она уже тайно обвенчалась с ромео и не может предать своей клятвы вечной любви. не удивительно, что она готова выпить зелье и «застыть» на сорок два часа, претворившись мертвой. больше всего в пьесе меня поразила концовка произведения. из-за простого совпадения событий ромео не узнал, что его возлюбленная жива, и покончил с собой от горя на ее могиле. джульетта тоже не смогла жить без своего мужа. меня поразило, насколько хрупко человеческое счастье, насколько может быть сильна страсть двух совершенно юных людей. нелепая случайность разрушила жизни ромео и джульетты. но их бесконечная любовь друг к другу положила конец многолетней вражде монтекки и капулетти. главы этих семей поняли, что из-за их глупых разногласий погибли их дети, и пора остановится. я считаю, что никогда нельзя препятствовать любви, это самый большой грех. герои слишком любили друг друга, но окружающий их мир еще не готов к любви, доброте, гармонии. поэтому они уходят. у ромео и джульетты можно поучиться доброте, любви, самоотдаче, самоотверженности, чистоте. это произведение оставило неизгладимый след в моей душе. думаю, я буду перечитывать пьесу шекспира снова и снова.
Что составляет основу, саму сущность жизни людей? думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты , в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. они благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. и тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует – как мировая, так и наша родная – . размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль евгения базарова – главного героя романа и.с. тургенева «отцы и дети». он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (базаров о жизни своей матери). вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как анна сергеевна одинцова? посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше? » в сцене «под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? зачем нужна жизнь, если она не вечна? где грань между будничным, сиюминутным и вечным? в чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая « точка» по сравнению с вечностью? как должен распорядиться своей жизнью человек? какой цели себя посвятить? л.н. толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. суть жизни одних людей (светское общество в салоне шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. а внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. например, князь василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». этих людей он относит к партии « войны». им толстой противопоставляет «жизнь сердца» ростовых и «жизнь ума» болконских. всех болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни. эти традиции наследуют турбины - герои романа м. булгакова «белая гвардия», воспитанные на книгах пушкина и толстого. их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. и они готовы защищать город, дом, дворянские понятия о чести и долге. защищая дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны классической . за окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и уют. в борьбе мирного света лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».