вакула — молодой деревенский кузнец. кроме того, что он отличный мастер своего дела, он еще и знатный на всю округу художник. не зря «там еще тогда сотник л…ко вызывал его нарочно в полтаву выкрасить дощатый забор около его дома». вакулой были разрисованы все миски, которые имелись в деревне. а еще он рисовал картины на религиозные темы и образа святых. особенно людям полюбилась одна картина, нарисованная на церковной стене. на ней вакула изобразил святого петра в день страшного суда. святой, с ключами в руках, изгонял из ада злого духа, и «испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами…». именно за эту картину вакула попал в немилость к черту, который на протяжении всей повести пытается отомстить молодому кузнецу.
вакула любит оксану — самую красивую и, наверное, поэтому капризную девушку в диканьке. чего только не обещает он оксане! клянется любить ее всю жизнь так, «как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить». но оксана непреклонна. она соглашается выйти за вакулу замуж только после того, как он принесет ей царицыны башмачки. смелый вакула решается и на это. а в он выбирает самого черта.
в отсутствие вакулы оксана понимает, насколько дорог ей кузнец. ей не нужны даже царицыны башмачки. но смелый вакула уже достал их — и счастье молодых безгранично.
«Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов. Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. А. Т. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шёл уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. А. Т. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удаётся, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца.
Объяснение: