В самом названии "Очарованный странник" скрыто лесковское восприятие русской души: "очарованный" - здесь в смысле заколдованный, и Лесков проводит мысль, что русская душа, как странник, блуждающий в поисках истины и ведомый колдовскою силой. Вспомним, что герой повести - Иван Флягин - вымоленный сын, и с самого детства он попадает в трагические ситуации, становится виновником гибели человека. Судьба проводит его по грани жизни и смерти. Флягин проходит и через любовь, и через предательство. Он совершает подвиг на войне, участвует в авантюрном рискованном состязании, попадает в плен к татарам, где ему "подшивают" пятки: под кожу засыпают песок, что Иван десятки лет в плену передвигался только на коленях: символично показано рабство русского человека, вынужденного находится на коленях перед власть имущими. Но Иван в любых ситуациях сохраняет спокойствие и веру, что все будет хорошо. После тридцатилетнего плена он приходит к мысли, что монашество даст ему успокоение. Главные черты русского народа воплощены в образе Ивана Флягина: терпение, вера в лучший исход, смекалка, храбрость, решительность, авантюризм и доброта.
Лермонтов проводит параллель между поэтом и кинжалом.В первой части стихотворения рассказывается о "судьбе" кинжала,о его великом предназначении и жалком,никому не нужном в конце. Михаил Юрьевич тонко подмечает,что и поэты утратили своё истинное предназначение- вдохновение людей на подвиги, они променяли его на роскошную,беззаботную жизнь. Автор видит некое противоречие между поэтом,как великим вдохновителем,и поэтом,ведущим роскошным образ жизни. В конце произведения М.Ю. Лермонтов всё-таки оставляет нам надежду,что поэт опять станет вдохновителем людей на подвиги.