За несколько минут в сцене вранья хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника ("вы, может быть, думаете, что я только переписываю… ") до фельдмаршала ("меня сам государственный совет боится"). действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. с одной стороны, это россказни ивана александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. с другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. хлестаков – «елистратишка» из петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. он кое-что видел, кое-что слышал. главным в жизни хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. в голове у хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях» , он готов к любым приключениям: порисоваться, поиграть в карты, покутить. а тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. в сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. и вот тут проявляется особенность комедии гоголя: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. нам вначале кажется, что хлестаков наивен, но это не так. он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. нам кажется, что осип подсказывает хозяину «сматываться» , но и хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… экое дурачье! » рисуясь перед марьей антоновной, он чуть было не проговорился: «помилуйте, сударыня, мне приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…» , но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. он не надувал чиновников, они обманулись сами. подробно:
Автор ставил перед собой , простится со старой россией и встретить новую эпоху образованной молодёжи с другим мировоззрением и укладом жизни. в романе «отцы и дети» открывается главная проблема всех поколений, недопонимание. в романе под сомнения ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия - все, на чём держалось мировоззрение прошлого поколения. естественно появилось различие во взгляде, и как итог, конфликт. основной конфликт романа держится на противопоставлении аристократизма и демократизма и состоит в проблеме отцов и детей. именно эти противопоставления легли в основу романа «отцы и дети».два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. евгений базаров предстает перед нами как далёкий от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем огромной внутренней силой и энергией. описывая базарова, тургенев акцентирует внимание на его уме и демократизме. описание же павла петровича кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. павел петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. павел петрович всегда и элегантен. но этот конфликт является не единственным, здесь есть не только споры базарова с павлом петровичем кирсановым или скрытые противоречия между базаровым и аркадием . это ещё и конфликт на любовной почве между базаровым и одинцовой, это и внутренний конфликт базарова , он часто противоречил сам себе. так же в процессе развития романа автор испытывает на прочность убеждения базарова, например его отношения с одинцовой, которым он на собственном опыте должен был убедиться, что любовь существует. вот только в любви к одинцовой базаров терпит поражение. социальный конфликт является основным в романе, это и художественные средства: портреты героев их речь - всё говорит о различии главных героев. кирсанов павел петрович думает, что аристократия движущая общественная сила. базаров считает совершенно по-другому, он отрицает, что аристократизм должен играть ведущую роль. базаров отрицает всё: искусство, религию, природу, любовь, дружбу и, наверное, именно поэтому видит аристократизм во всей его «красе». кирсанов в свою очередь восхищается искусством, считая его стимулом для развития. базаров же рассматривает всё с точки зрения пользы «природа не храм, а мастерская». из этого следует вывод, что основным конфликтом романа является проблема отцов и детей, но тут раскрываются и многие другие нетленные вопросы, в которых автор пытался разобраться, и этим так интересен роман ивана сергеевича тургенева.