Гоголь родился и провел детство в Украине. Отец его писал комедии на украинском языке. Гоголь знал народный быт и обожал украинские сказки, песни и предания. Он осознавал, что российский и украинский народы равноправны, и после окончания Нежинской гимназии поехал в Петербург. Еще в гимназии он увлекался чтением и театром. Приехав в столицу, Гоголь написал повести из украинской народной жизни и соединил их в книжку «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пушкин писал о ней: «Вот реальная веселость, искренняя, непосредственная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необычно в нашей литературе, что я доселе не одумался...» Эти повести Гоголя в главном комические, бытовые, в их много юмора и фантастики. Эта самая книжка принесла Гоголю известность. Писатель С.Т. Аксаков говорил, что «...все люди ощущать искусство, были в полном экстазе от Гоголя...»
Анализ стихотворения Гумилева «Война»
Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева.
В основе стихотворения, датированного осенью 1914 г., лежит развернутое сравнение двух на первый взгляд противоположных занятий: разрушительного военного дела и созидательного крестьянского труда. Этой логике подчинено описание картины боя, в котором треск пулемета и звук пролетающих снарядов сравниваются с приметами деревенского пейзажа – лаем цепного пса и жужжанием пчел.
Лирический герой продолжает аналогию: победные крики солдат напоминают ему пение земледельцев после трудного дня жатвы. Комплекс сравнений подготавливает читателя к парадоксальному выводу о «мирном селенье» и «благостном вечере», с которыми ассоциируется батальная сцена в сознании автора.
Заявления о сходстве мирного и военного дел пересыпаны намеками на их отличия. Последние демонстрируются колористической лексикой с обозначением кроваво-красных оттенков: мед получает «ярко-красный» цвет, а поля обильно смочены в крови. Поэт акцентирует внимание на различиях при метафоры: цель солдат-тружеников – посев подвига и урожай славы.
С началом третьего катрена претерпевает изменения стиль произведения: появляются возвышенные торжественные интонации, подкрепленные книжной лексикой. В этом отрывке содержатся ключевые моменты философской концепции поэта. Декларируются святость «величавого дела войны» и поддержка высших сил, выступающих на стороне русских солдат. Воинам фантастические фигуры шестикрылых ангелов.
Вторая часть «Войны» выстроена в форме молитвы. Возвращаясь к сравнению мирной страды и ратного дела, герой просит благословить бойцов-тружеников. Искренность веры последних не вызывает сомнения: «их сердца горят» перед Богом, как свечи. В общей массе имеется избранный, о котором лирический герой печется больше всех: это воин проявить снисхождение к поверженному врагу. Патриотический пафос стихотворения не противоречит гуманистическим идеалам, которые символизирует христианский «братский поцелуй».