Композиция и конфликт
1) Экспозиция. У генерала-майора Булдеева разболелся зуб. Лекарства не а зуб выдирать не хотелось.
2) Приказчик Иван Евсеевич посоветовал обратиться к знахарю, который может заговорить зуб. Только фамилию «волшебника» забыл.
3) Развитие действия. В доме начали придумывать фамилии, которые как-то связаны с лошадиной.
4) Кульминация. Возник вопрос: «Да, может быть, фамилия…какая-нибудь другая?»
5) В рассказе выделяют две развязки. Первая – генерал не выдерживает боль, и ему выдирают зуб. Вторая – приказчик все-таки вспомнил фамилию.
6) Постпозиция. Как-только приказчик вспомнил фамилию, Булдеев уже был без зуба.
Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве. Именно ей уделено наибольшее внимание. Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит. ( «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа)
Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.
Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека:«мгла носилась», «вьюга злилась». Пушкин широко использует обращения(красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию.Аллитерация с шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».
Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.