Если городскому ребенку доведется провести лето в деревне, оно ему надолго запомнится. То, что деревенским ребятам привычно, ему в диковинку. Дети гуляют на улице с утра до вечера. То на речку бегут, то в лес, то в поле. То ягоды собирают, то грибы, то на рыбалку отправляются. Иной раз со взрослыми идут, а чаще - самостоятельно.
Деревенские дети знают много примет, и у них хорошие навыки и в лесу, и в домашней работе. Им ведь часто приходится по хозяйству родителям. Вот, например, если есть корова или другое животное. Как бы ни хотелось играть в казаков-разбойников, а корову нужно подоить, накормить. И если родители не успевают, заняты на работе, то дети им А те, кто приехал в деревню впервые, на корову смотрят с изумлением: так вот, оказывается, откуда молоко берется, его от коровы берут, а не из блестящих пакетов.Летом в деревне дел много, ведь недаром есть поговорка: один летний день год кормит. Есть дела, которые не терпят отлагательств, например, сенокос.
Дети в нем тоже участвуют. Это для них, конечно, тоже работа, но и большое удовольствие: поваляться в свежескошенной траве.
Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа.
Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были “помрачены ум и совесть”, и поэтому все его поступки “были слишком противоположны правде и добру...”. Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер — таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него”. Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли.
Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора “смотреть мимо” людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим.
Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей... Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...” Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию “бояр” с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему “с повинной головою”.
А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно “мысли народной” и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в “Войне и мире”, одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, “лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”.