Кратко, основные положения. Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Веры Павловны. В них смешалось реальное и фантастическое. В третьем сне психологически обоснован сюжет о втором замужестве Веры Павловны. Переход из реального в сон в предложении «только книга опускается от глаз, и думается Вере Павловне: «Что это в последнее время стало мне несколько скучно иногда? или это не скучно, а так? » Далее мысли Веры Павловны уже во сне переходят от реальной жизни – желание поехать в оперу и послушать любимую певицу Бозио – переходят в фантастическую область – к ней приходит певица, но это и не певица , «а скорее де Мерик в роли цыганки в «Риголетто» . Во сне случается так, что два человека совмещаются в одном. Певица Бозио – реальный персонаж, во сне превращается в волшебницу, открывающую Вере Павловне ее сегодняшнее состояние жизни с мужем. По мановению руки певицы появляется дневник, а в нем – страницы, написанные рукой В П . Здесь используется прием ретроспекции: В П читает сначала последнюю страницу, отражающую ее нынешнее настроение и отношение к мужу: «Опять мне часто приходится сидеть одной по целым вечерам. Но это ничего: я так привыкла» . Молодая женщина одинока и она к этому привыкла, вероятно, муж уделяет ей мало внимания. Страница за страницей читает В П записи и каждый раз ей становится страшнее, так как она не хочет понять, что отношения с мужем охлаждаются, ей весело в присутствии чужих людей – студентов. Кульминация сна – первая страница дневника и последняя, где появилась новая запись. На первой странице воспоминание о первой встрече с будущим мужем и восхищение его благородством. На предыдущей странице наконец-тоставится вопрос – за что В П любит мужа и ясный ответ: она его полюбила за то, что он вывел ее из подвала, то есть увел от родителей, где ей жить было нравственно и морально тяжело. К этой мысли В П шла, боялась ее, но все же выразила словами: «Так неужели же я люблю его за то, что он выводит меня из подвала? не самого его, а свое избавление из подвала? » От этой мысли ей страшно и в страхе она просыпается, ищет защиты у мужа, чтобы забыть сон и осознание правды – она не любит мужа, а лишь благодарна ему за свою новую жизнь. В этом сне Чернышевский проводит мысль невозможности брака без любви, предвосхищает дальнейшие события: расставание и новое замужество по любви. Здесь можно прочитать обобщающий анализ снов:
Вера Павловна Розальская - главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант к шитью, в четырнадцать лет она шьет на всю семью, в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. У нее веселый, общительный нрав. Героиня еще в юные годы демонстрирует зрелость характера. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников. На советы выходить за него замуж В.П. отвечает решительным отказом: "Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна". Не имея возможности более выносить тяжелой домашней обстановки, В.П. фиктивно выходит замуж за учителя своего брата Лопухова, который ее любит. Обсуждая с ним план своей совместной жизни, она просит своего будущего мужа обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах, встречаясь на нейтральной территории для трапезы или разговоров. В.П. начинает заниматься своим делом: она открывает швейную мастерскую. Прибыль в этой мастерской распределяется равно между работницами. Тем самым, она много молодых девушек от бедности и беспутной жизни. Мастерская становится главным делом ее жизни. Со временем В.П. понимает, что по-настоящему любит не Лопухова, а его друга Кирсанова. Лопухов освобождает ее от семейных отношений, и она находит настоящее счастье с Кирсановым. Очень важны в произведении сны В.П. : об освобождении женщин; о грязи реальной, из которой родится урожай, и гнилой грязи, которая ничего не рожает; о своем дневнике, из которого она понимает, что любит на самом деле не Лопухова, а Кирсанова; о разных эпохах развития человечества и о людях будущего.
Объяснение:
Складний план до оповідання «Климко» Григора Тютюнника.
І розділ. Дядько Кирило в житті Климка.
1. Далека дорога Климка.
2. Дядько Кирило приютив сироту.
3. Барак на залізничній станції.
4. Воєнне лихоліття.
5. Загибель дядька Кирила.
6. Хлопець залишився один.
7. У дорозі зустріч з чехом-солдатом.
8. Продовження свого шляху.
ІІ розділ. Аптекар Бочонок та його дружина.
1. Восьма доба в дорозі.
2. Бочонок – станційний аптекар.
3. Співчуття Климкові від чоловіка.
4. Бомба влучила в барак.
5. Грядка з картоплею для голодного Климка.
6. Жадібна дружини аптекаря.
7. Аптекар дає гроші.
8. Сухарі з червами від Бочонихи.
9. Климко сам рятується від втоми та голоду.
10. Містечко на пагорбі.
11. Знову степ і степ.
ІІІ розділ. Друзі Климко і Зульфат допомагають учительці з немовлям.
1. Курінь на баштані.
2. Спогади про згарище барака.
3. Притулок у ваговій на шахтній сортувальниці.
4. Зульфат Гарєєв – давній товариш.
5. Італійці шукають їжу.
6. Голод у краї.
7. Ґвалт на базарі.
8. Зустріч з Наталією Миколаївною.
9. Хлопці допомагають вчительці з дитиною.
10. Климко вирішив піти по сіль.
11. На баштан прийшов жовтень.
ІV розділ. Швець та Климко рятують дівчину.
1. Климко застудився в дорозі.
2. Швидше треба йти до людей.
3. Саморобні онучі – захист від холоду.
4. Рішення виміняти в місті Бочонкові гроші.
5. Тридцятка для бабусі від хлопчика.
6. За галети звірятко Зіночка гадає Климкові.
7. Гроші не потрібні нікому.
8. Обмін у воєнний голодний час.
9. Дівчина з хусткою і чорнобривцями.
10. Старий швець дає тапочки.
11. Облава в місті.
12. Швець і Климко рятують дівчину.
13. Сіль для Климка.
14. Кожен рушив своєю дорогою.
V розділ. Климко в тітки Марини.
1. Климко видужав у тітки зі сіллю.
2. Смуток за трьома втраченими днями.
3. Спогади про те, як він опинився в тітки.
4. Сам у хаті тітки Марини.
5. Треба попрацювати.
6. Тітка Марина пропонує залишитися.
7. Зульфат і Наталя Миколаївна виходять не переїзд.
8. Порожній поїзд піде зі станції.
9. Пляшечка молока, щоб понести додому.
10. Тітка Марина проводжає хлопця.
11. Поїзд ішов нерівно: то смикався, то гальмував.
12. Спогади про ФД дядька Кирила.
13. «Посадимо зі Зульфатом вишню над ним».
14. Німець б'ючи висаджує людей з вагона.
15. «Лишилося пройти кілометрів шістдесят».
VІ розділ. Трагічна загибель Климка.
1. «Климко підходив до своєї станції».
2. Ноша щасливого хлопця.
3. Думки про зустріч зі вчителькою.
4. Постріли услід полоненому втікачеві.
5. Трагічна загибель Климк.
Вот сама этим планом пользовалась.