Мне бы очень хотелось написать, что автор симпатизирует "шкилетнику". Но чем внимательнее читаю я текст, тем яснее мне становится, что симпатии писателя на стороне Дыбакова. Начнем с описания внешности.
Вот как описан Дыбаков : "высокий, в полувоенном кителе с
рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. Ходил он, заложив руки за спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами".
А вот шкилетник: "оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп на грязные костяшки рук..." Шкилетник вызывает у читателя жалость, это обычное чувство нормального человека по отношению к погибающему человеку.
Но Дыбаков убежден в своей правоте, в правильности своих действий и поступков, его речь спокойна, он держится с достоинством, он правдиво отвечает на трудные вопросы шкилетника. И его позиция вызывает уважение.
Шкилетник всего лишь мелкий собственник, не подняться над личным ради общественного, а Дыбаков сознает, что он служит высокой цели, и ради своих убеждений готов жертвовать людьми, и даже самим собой, если понадобится.
У шкилетника нет имени и фамилии, автор называет его просто "доходяга", хотя в его воле было дать ему имя и фамилию, описать хотя бы кратко жизненный путь. Ничего этого писатель не сделал, никак не выразил своей симпатии к "шкилетнику", хотя невозможно не испытывать по отношению к "доходяге" чувства простого человеческого сострадания.
В ""Альпийской "Быков пишет о чистой любви узников концлагеря во время жестокой войны. Писатель рисует реалистическую картину жизни узников. Иван Терешка центральный образ произведения. В суровых условиях концлагеря не теряет собственное достоинство ,не позволяет немцам затоптать свою честь. Он несколько раз бежит из лагеря, мечтой о свободе и вдохновлённый любовью,он становится сильнее, что готов к смертельному бою с врагами. Но судьба ему готовит тяжелое испытание "выбор" его оказался самым страшным для человека.
Трагедия случилась на горе, он должен был своей рукой погубить своё недолгое счастье,чтобы Джулию от фашистов. Он простой ,но надёжный человек. Он сам шёл бы быстрее,но на спине носит обессилевшую итальянскую девушку Джулию. Любовь к ним пришла неожиданно, большая,светлая,настоящая. Хотя они языка не знали,язык любви их сблизил. Возможно,молодые люди прожили бы долгую и счастливую жизньНо за ними гнались фашисты с овчарками. Сам погибая в неравном бою, Иван смог Джулию. Она потом родила и воспитала сына Ивана Джованни.
Через 18лет родственники получили письмо, котором было написано: "С благодарностью ко всем-родившим,воспитавшим и знавшим Человека,истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству.Не забывайте Его!"
Эти слова говорят и о мужестве, и о подвиге, и о чистой любви русского Ивана.
Каверин "Два капитана" - проблема героизма, мужества, долга.
Айтматов "Белый пароход" - проблема добра и зла.
Пауствоский "Телеграмма" - проблема "отцов и детей". То есть - проблема отношений родителей и детей.
Приставкин "Ночевала тучка золотая" - проблема милосердия и жестокости.