творчество в. м. шукшина, прозаика, кинодраматурга, режиссера, актера, развивалось по своим глубоко индивидуальным законам. шукшин открывал возможности разных жанров и видов искусства, их тяготение к единству, блестяще реализуя этот синтез. колыбелью творчества в. шукшина стала деревня. память, размышления о жизни вели его в село, здесь он видел острейшие конфликты, которые побуждали к глубоким размышлениям о жизни. он писал романы, сатирические комедии, сценарии. но, на мой взгляд, наиболее полно талант в. шукшина раскрылся в жанре короткого рассказа. герои шукшина — сельские жители. важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. интересна деталь: герои шукшина почти не показаны в труде. автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека. в. шукшин вывел новый тип героя. его “чудики” своим существованием, поступками опровергают узость и ограниченность обычных представлений о человеке и жизни. это фантазеры и мечтатели. причем мечтают герои шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака (“митька ермолаев”), избавлении мира от микробов (“микроскоп”) и т. д. одним из самых любимых мною произведений в. шукшина является рассказ “даешь сердце”. начинается он с описания необычного случая: “дня за три до нового года, глухой морозной ночью, в селе гулко ахнули два и кто-то крикнул: — даешь сердце! ”. эта почти детективная завязка приводит к неожиданному развитию сюжета. оказывается, что стрелял ветфельдшер козулик, самый незаметный человек в николаевке, появившийся здесь полгода назад. и вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, “полный и рыхлый”, выскочил ночью из дома и “дважды саданул из ружья в небо”. его поступок всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной “салют” произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком кейптауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца. в. шукшин — блестящий мастер диалога, тонко, через систему фраз, он выстраивает два мира: один, где господствует обюрокраченное мышление; другой — мир чистого сердца и искреннего порыва. участковый не понимает, зачем нужно было палить в небо, нарушая “общественный порядок трудящихся”, если этот “патологический случай” произошел не в родной николаевке и не с ближайшими родственниками козулина: “мало ли еще будет каких достижений! вы нам всех граждан психопатами сделаете”. однако кульминация еще впереди. участковый, не желающий понять козулина, задает последний и самый главный вопрос: “а чего вы-то салютовать кинулись? ведь это не по вашей части победа-то — вы же ветеринар. не кобыле же сердце пересадили”. и вдруг тихий козулин вспыхнул, весь напрягся и закричал: “не смейте так говорить! ”. как много выразил шукшин в порыве своего героя. этот пятидесятилетний мужчина, не вызывающий к себе никакого интереса, наверное, в молодости мечтал о чем-то великом, хотел стать знаменитым хирургом, совершать научные открытия, избавлять людей от смерти. но это не сбылось. живет герой бобылем, ни с кем дружбы не водит, занимается не тем, о чем мечтал. однако в этом угрюмом человеке сохранились стремление к высокому и какой-то по-детски чистый восторг перед небывалым, перед тем, о чем и мечтать-то было невозможно. потому и вскочил ночью, и начал стрелять в небо. пусть не он, а кто-то другой совершил научный подвиг. разве в этом дело? образом козулина шукшин опровергает ограниченность обедненных представлений о человеке и жизни. его герой, названный участковым “шизей” и “контуженным”, оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе. финал рассказа печален: козулину легче согласиться с тем, что он “шизя”, чем объяснить свой поступок. к сожалению, в нашей жизни нет места высоким порывам. однако рассказ, на мой взгляд, все же о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красоты поступков и свершений. этой верой в человека, в глубину его души пронизано все творчество василия макаровича шукшина. это доверие к человеку ощущается и в романе “любавины”, и в горькой егора прокудина (“калина красная”), и во многих рассказах писателя, так рано ушедшего от нас.
Александр Сергеевич Пушкин — замечательный писатель. В его творчестве действительно есть дружба и любовь. С произведениями Пушкина я начала знакомиться в детстве, когда была маленькой. Смотрела разные сказки, мультфильмы, слушала чтение взрослых. В школе мы стали подробней знакомиться с его творчеством. Мы учили наизусть многие стихотворения, такие, как: “Зимний вечер”, “К Чаадаеву”, “Я помню чудное мгновенье... ”, “На холмах Грузии” и другие. Значительное место в лирике поэта занимают стихи, посвященные любви и дружбе. Пушкин был необычайно талантливым человеком. Среди его талантов есть особые: умение дружить и умение любить. Для Пушкина основной опорой в жизни были близкие друзья. Поэт ценил не только любовь, но и дружбу, был человеком очень общительным, жизнерадостным. Любовь и дружба для поэта неразделимы. Пушкин обладает пылкой душой. Его сердце любит оттого, что “не любить оно не может”. Его “Дубровский”, “Капитанская дочка”, мне кажется, многим доставили хоть несколько приятных минут. А роман “Евгений Онегин” даже через много лет ни один человек не сможет забыть. Этот роман А. С. Пушкина легко читается, многие строки запоминаются. Роман “Евгений Онегин” — самое крупное произведение Пушкина. Сам автор довольно часто высказывает свои мысли на страницах романа. Благодаря таланту, идеям Пушкина роман “Евгений Онегин”, на мой взгляд, является исторической ценностью. Безусловно, основной темой в романе является любовь, дружба, судьба человека. Онегин — герой, обобщающий собой все, что поэт пытался сказать в ранних произведениях. Я считаю, герой романа — не выдумка автора, а вполне реальный человек, жизнь и судьба которого определена его личными качествами. Он устал от жизни, чувства его охладели: Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум.. . Друзья и дружба надоели.. . Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. Онегин, несмотря на все, стоит на высоком уровне культуры и образованности того времени. Онегина не удовлетворяет та жизнь, которую он ведет, “науки страсти нежной” больше не прельщают его. Героя мучает пустота жизни, он разочарован в ней:
С душою, полной сожалений, И, опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений, Как описал себя пиит.
Евгений Онегин — человек с душой старика, с потухшими чувствами. Пушкин пишет о своем герое:
Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.
Однако, несмотря на это, он человек мыслящий, независимый, но, в отличие от грибоедовского Чацкого, ему не свойственны романтические чувства. Герой не пытается добиться больших изменений, он лишь “задыхается в своей среде”. Автор подчеркивает, что его герой к возрождению, это не совсем потухший человек, в нем еще кипят силы жизни. Сердце и душа Онегина еще не омертвели, они открыты для настоящей, чистой любви. Совершенно другим Пушкин представляет Ленского. В отличие от Онегина, Ленский живет сердцем, в нем преобладают чувства.
Негодованье, сожаленье, Ко благу чистая любовь И славы сладкое мученье В нем рано волновали кровь.
Если Онегин сомневается, то Ленский свято верит в людей, в добро, в настоящую любовь. И, конечно же, Пушкин подчеркивает различия между Онегиным и Ленским:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
Однако, на мой взгляд, их сближает понимание личности человека, образование. Их дуэль явилась следствием тех предрассудков, которые имели место в обществе того времени. Онегин не смог пойти наперекор обычаям и отказаться от дуэли. Наверное, конфликт, возникший между ним и Ленским, мог бы быть улажен, если бы не секундант. К сожалению, Ленский стал жертвой не конфликта, а глупых предрассудков. Пушкин относится к Ленскому с симпатией, сочувствием.