давно уже имя митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. великий мастер сатиры д. и. фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. именно митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме простаковых. то, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. а вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев?
читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с митрофанушкой, сыном помещиков простаковых. первое чувство — смех. разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? смешон митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
по чем ближе узнаешь митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. и если еще вызовет улыбку митрофан на уроке или на экзамене перед стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. а что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
и уж совсем страшен митрофан по отношению к окружающим. получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. даже еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, митрофан оскорбляет и унижает. его. близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. можно с уверенностью сказать, что митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
конечно, можно попробовать оправдать действия митрофана издержками его воспитания и обучения. можно обвинить простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. как можно понять, оправдать, а тем более простить митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
в финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. судьбу недоросля теперь решает правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям митрофанушка. помните слова стародума: «невежда без души— зверь»? это и о митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.
Вид лірики: філософська лірика
Тема: духовні протиріччя людини; твір розповідає, який нелегкий шлях особистості до самопізнання, до Бога, до вічних цінностей.
Ідея: право людини сподіватись на іння, незважаючи на суперечливі пристрасті в її душі, її злети та падіння.
Художні зсоби: антитези (день і ніч, веселий -сумний, кохання – зневага; вогонь-лід, гріх -каяття)
Настрій – песимістичний
Символи – ніч-темрява, день-свято,вогонь, лід – життя і смерть
Ліричний герой постає перед читачем у всій складності свого духовного життя, мінливий і на перший погляд легковажний. Та це тільки на перший погляд… До своєї особи ліричний герой відноситься критично « …я клубок із протиріч», антитези (антоніми) підкреслюють це ставлення (день-ніч, веселий-сумний, вогонь-лід).
Герой звертається до Бога, молить, щоб почуття страху повернуло йому набожність і принесло душевний спокій іння.
У поезії зображено душевний конфлікт ліричного героя. Це передано за до антитези та оксюморону: він називає себе «клубком протиріч», бо в душі вирують непоєднувані поняття:
В душі моїй зустрілись день і ніч;
Веселий щойно — враз стаю сумним,
Впадаю в гріх й розкаююсь у нім,
Любов кляну й хвалу їй шлю навстріч;
Вогонь я й лід, жену й тікаю пріч…
Звернення до релігії не дає героєві бажаного спокою, він відчуває страх та біль.
Молюсь сьогодні й Богові лещу,
А завтра вже від страху затремчу —
Й набожність потім знов моя згаса…
Але врешті, він висловлює думку про те, що складний період зневіри та розчарувань загартує його духовно, навчить легше переносити життєві негаразди. Як бачимо, у сонеті є бароковий мотив самотності, розгубленості, зневіри, навіть трагізму. Цей твір розповідає, який нелегкий шлях особистості до самопізнання, до Бога та вічних цінностей.