Нужны ли тайные игры для детей? ответ на этот вопрос состоит в том, что 3— 4 летние дети – это уже не те дети, которые играют в прятки и домики. Это уже значительно взрослые дети, которые участвуют в сложных по форме и сюжету играх, даже если в этих играх участвуют только они. Даже играя в «королей», они формируют коллективный опыт. Игра, так же как и речь, наделяет ребенка собственными чувствами. А значит, и особым мировоззрением и ценностями. Игра привлекает детей своим разнообразием, а игра по взрослому – достоверностью. Вот в чем, на наш взгляд, заключаются основные отличия «тайного» и «открытого» действий. Когда мы говорим о том, что дети «любят прятаться и ездить на лошадях», то подразумеваем, что в этой игре они играют в самих себя. Изящный спорт (катание на серфе и яхте) рассматривается как осознания ребенком своего Я. А что происходит в «тайном» общении? Мы используем слова «тайное», «подлинное», «скрытное», потому что именно такое общение и можно назвать тайным. В отличие от детского сада, где нет места выбору игры, в «тайной» игре нет ни выбора, ни риска. Но это не значит, что она безопасна. Спрятаться там, где сможешь, а потом проснуться и понять, что стал жертвой обмана – очень рискованный опыт. Особенно если сам обманываешь других. Это страшно. К сожалению, мы не знаем, что происходит с теми, кто использует игру втемную. А уж чтобы использовать игру втемную – это слишком опасно. Ведь и так неизвестно, сколько таких игр вокруг. И в какой момент ты окажешься в одиночестве, на виду у всего человечества, переживающего за свою цивилизацию и так же обманутого своей цивилизацией. Но можно ли после этого делать выводы о смысле и значении ребенка? Нет. Почему? Да потому что об этом приходится догадываться с самого начала, потому что иначе не было бы смысла в обучении. Все начинается тогда, когда мы начинаем узнавать детей. А узнавать их можно только тогда, когда мы начинаем видеть мир их глазами. Иначе от этого уже нет никакого толку. И правда, зачем познавать мир для того, чтобы познавать самих себя? Ведь это тоже может оказаться страшным опытом. Что мы будем делать, если вдруг окажемся в пустом мире? Где искать свой смысл и свою ценность? Вот это и будет вашим жизненным испытанием. А после того, как оно будет пройдено, будет ясно, чего вам дальше следует хотеть в жизни. Но это будет очень не просто. Очень.
Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала» , мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич» , в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый» , студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и молодой человек с радостью предавался забавам и развлечениям. Главное удовольствие его жизни составляли званые вечера и балы. Один из таких балов оставил глубокий след в его сердце. К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка – Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой и всегда веселой улыбкой. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью» . Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой, и «счастье его росло и росло» . Но утром произошли события, которые круто изменили его настроение, да и всю его жизнь. Придя домой после бала, юноша понял, что переполняющие его чувства не дадут ему уснуть, и вышел прогуляться, бессознательно направляясь туда, где жила его любимая. Но здесь счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим действием отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью на балу. Одни солдаты вели раздетого по пояс человека, привязанного к ружьям, а остальные солдаты били его палками. Иван Васильевич увидел мокрую, красную, неестественную спину солдата, который просил помиловать его. А рядом с беднягой Иван Васильевич увидел полковника, который не только шел радом, но и внимательно наблюдал за исполнением наказания. Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто не встречал его никогда. Суровая реальность поразила юношу. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль» , потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади» , и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
Рассказ “После бала” Л.Н.Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости и своей первой настоящей любви к Вареньке Б., дочери полковника. Утро, которое в корне изменило жизнь тогда еще студента Ивана Васильевича, было самое обыкновенное — мартовское. Иван Васильевич вышел из дома очень рано, как только начало светать. Два часа назад он еще был на балу у губернского предводителя дворянства. Там он почти все время танцевал с любимой девушкой Варенькой. Время летело незаметно. Он был не только весел и доволен, он был счастлив, блаженствовал, он был добр, он был не он, а какое-то существо, не знающее зла и на одно только добро. И поэтому, придя домой, Иван Васильевич не мог заснуть. Он вышел на улицу и пошел к дому Вареньки. Но в конце поля, где был ее дом, он увидел что-то большое и черное и услышал зловещие звуки флейты и барабана. “Что это такое?” — подумал Иван Васильевич. Пройдя еще немного, он начал различать множество черных людей. “Наверное, солдаты на ученье”, — решил он. Но через несколько минут, понял свою ошибку. Это было не ученье, а жестокое наказание шпицрутенами — экзекуция. Здесь наказывали молодого татарина-солдата, который пытался сбежать от невыносимой солдатской службы. Связанного татарина вели два солдата, а все, стоящие в строю, по очереди изо всех сил били палками по голой спине. Позади татарина шел офицер. И вдруг, к своему удивлению, Иван Васильевич узнал в этом офицере полковника с белыми усами, отца Вареньки. Теперь этот полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина. Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением. Ему казалось, что его сейчас вырвет всем тем ужасом, который вошел в него от всего этого зрелища. Но, может быть, полковник вовсе не был жесток? Ведь в николаевские времена это наказание было узаконено. Может быть, он просто выполнял свой долг? Нет! И еще раз нет! Полковник был человеком очень жестоким. Иначе он мог бы не брать для наказания свежие шпицрутены, он мог бы не следить так зорко затем, чтобы солдаты били татарина изо всех сил. Он мог бы не бить молодого солдата за слабый удар. И не один полковник Б. был так бесчеловечен к солдатам. В своих воспоминаниях о встрече с 95-летним солдатом Толстой пишет, как жестоко обращались с солдатами в николаевской армии. Солдаты прозвали Николая I — Николаем Палкиным. Старый солдат рассказывал Льву Николаевичу, что при царе Александре I из 100 человек забивали насмерть 20. Хорош же был тогда Николай, если по сравнению с ним Александра считали милостивым! И что же дальше случилось с Иваном Васильевичем? он все так же хотел связать свою судьбу с армией? Нет! После случая, так сильно поразившего его в то мартовское утро, он больше не смог думать о службе в армии. Да и его пылкая любовь к Вареньке постепенно угасла, потому что ходить в дом, хозяином которого был такой человек, он не мог. И с Варенькой ему теперь встречаться было уже неприятно. Но Иван Васильевич не пропал без армии, он стал литератором, всеми уважаемым человеком. Благодаря его творчеству многие стали настоящими людьми.
Нужны ли тайные игры для детей? ответ на этот вопрос состоит в том, что 3— 4 летние дети – это уже не те дети, которые играют в прятки и домики. Это уже значительно взрослые дети, которые участвуют в сложных по форме и сюжету играх, даже если в этих играх участвуют только они. Даже играя в «королей», они формируют коллективный опыт. Игра, так же как и речь, наделяет ребенка собственными чувствами. А значит, и особым мировоззрением и ценностями. Игра привлекает детей своим разнообразием, а игра по взрослому – достоверностью. Вот в чем, на наш взгляд, заключаются основные отличия «тайного» и «открытого» действий. Когда мы говорим о том, что дети «любят прятаться и ездить на лошадях», то подразумеваем, что в этой игре они играют в самих себя. Изящный спорт (катание на серфе и яхте) рассматривается как осознания ребенком своего Я. А что происходит в «тайном» общении? Мы используем слова «тайное», «подлинное», «скрытное», потому что именно такое общение и можно назвать тайным. В отличие от детского сада, где нет места выбору игры, в «тайной» игре нет ни выбора, ни риска. Но это не значит, что она безопасна. Спрятаться там, где сможешь, а потом проснуться и понять, что стал жертвой обмана – очень рискованный опыт. Особенно если сам обманываешь других. Это страшно. К сожалению, мы не знаем, что происходит с теми, кто использует игру втемную. А уж чтобы использовать игру втемную – это слишком опасно. Ведь и так неизвестно, сколько таких игр вокруг. И в какой момент ты окажешься в одиночестве, на виду у всего человечества, переживающего за свою цивилизацию и так же обманутого своей цивилизацией. Но можно ли после этого делать выводы о смысле и значении ребенка? Нет. Почему? Да потому что об этом приходится догадываться с самого начала, потому что иначе не было бы смысла в обучении. Все начинается тогда, когда мы начинаем узнавать детей. А узнавать их можно только тогда, когда мы начинаем видеть мир их глазами. Иначе от этого уже нет никакого толку. И правда, зачем познавать мир для того, чтобы познавать самих себя? Ведь это тоже может оказаться страшным опытом. Что мы будем делать, если вдруг окажемся в пустом мире? Где искать свой смысл и свою ценность? Вот это и будет вашим жизненным испытанием. А после того, как оно будет пройдено, будет ясно, чего вам дальше следует хотеть в жизни. Но это будет очень не просто. Очень.
Объяснение: