Недавно я прочитала повесть Николая Михайловича Карамзина "Бедная Лиза", написанную в 1792 году. Из уроков литературы я знаю, что Карамзин стал основоположником русского сентиментализма - нового на то время направления в русской литературе, основной темой которого стало описание чувств, душевных переживаний человека. Карамзину это удалось блестяще.
Чувствительность - так определяли современники главную черту сентиментальной прозы. Повесть "Бедная Лиза" принесла Карамзину огромный успех и произвела переворот в сознании российского общества. Читатели (и особенно читательницы) проливали над книгой Карамзина потоки слез. Впервые в истории русской прозы Карамзин описал душевные переживания обычной героини, более того - крестьянки. Слова писателя "и крестьянки любить умеют" стали крылатыми.
Казалось бы, обычная любовная история, закончившаяся трагически. Лиза - юная крестьянка, чистая душой героиня, влюбляется в слабого и ветреного героя - дворянина Эраста, отдает ему свое сердце и всю себя. Узнав о намерении молодого человека жениться "на деньгах", Лиза топится в пруду.
Человека 21-го века подобным сюжетом не удивить. Однако есть в этой повести что-то особенное.
На мой взгляд, описанное в повести имеет мало общего с жизнью того времени. "Бедная Лиза" - это скорее "картина", чем "фотография". А картины и не обязаны отражать реальность. Художник может идеализировать образы, изображать их так, как видит в своем воображении. Карамзин изобразил не крестьянскую девушку, а свое представление об идеале крестьянской девушки - идеале, который в реальной жизни не существовал, да и не мог существовать. Но изобразил так мастерски, читатели тут же поверили ему.
Возможно, именно эта нереальность образа Лизы мне и нравится.
Идея: осуждение автором временщика (не знаю кто это такой, но презирает автор не конкретное лицо, а эту должность по сути), протест против утаения правды, сокрытия истины, протест против подлости, бесчестия и лжи. Тема: рассказать людям о подлой, ненавистной натуре временщика, высказать свои чувства , передать их людям. Выразить свой протест и призвать людей к ненависти к таким безбожным людям как временщики. Дабы люди задумались над этим, увидели всю сущность , всю подлость временщика, в стихах не редко автор призывает к протесту читателей. Рылеев выражает протест в стихах потому что так эмоциональнее получается выразить мысль, доходчивее и если бы он просто выступал со сцены о том как противен и гадок ему временщик, люди бы не вдумывались в смысл его слов, не прониклись бы этими чувствами, смыслом стиха. Надеюсь это не бред... Если честно я тоже иногда протестую стихами, я ж поэт, талант с юных лет, и как у Пушкина проблемы с математикой.:)
Недавно я прочитала повесть Николая Михайловича Карамзина "Бедная Лиза", написанную в 1792 году. Из уроков литературы я знаю, что Карамзин стал основоположником русского сентиментализма - нового на то время направления в русской литературе, основной темой которого стало описание чувств, душевных переживаний человека. Карамзину это удалось блестяще.
Чувствительность - так определяли современники главную черту сентиментальной прозы. Повесть "Бедная Лиза" принесла Карамзину огромный успех и произвела переворот в сознании российского общества. Читатели (и особенно читательницы) проливали над книгой Карамзина потоки слез. Впервые в истории русской прозы Карамзин описал душевные переживания обычной героини, более того - крестьянки. Слова писателя "и крестьянки любить умеют" стали крылатыми.
Казалось бы, обычная любовная история, закончившаяся трагически. Лиза - юная крестьянка, чистая душой героиня, влюбляется в слабого и ветреного героя - дворянина Эраста, отдает ему свое сердце и всю себя. Узнав о намерении молодого человека жениться "на деньгах", Лиза топится в пруду.
Человека 21-го века подобным сюжетом не удивить. Однако есть в этой повести что-то особенное.
На мой взгляд, описанное в повести имеет мало общего с жизнью того времени. "Бедная Лиза" - это скорее "картина", чем "фотография". А картины и не обязаны отражать реальность. Художник может идеализировать образы, изображать их так, как видит в своем воображении. Карамзин изобразил не крестьянскую девушку, а свое представление об идеале крестьянской девушки - идеале, который в реальной жизни не существовал, да и не мог существовать. Но изобразил так мастерски, читатели тут же поверили ему.
Возможно, именно эта нереальность образа Лизы мне и нравится.