В повести русского писателя А. И. Куприна рассказывается о трагической любви мелкого чиновника Желткова. Она была трагической, потому что была безответной, ведь его любимая женщина не замечала его, не принимала его любви. Он был одинок в своей любви, но вместе с тем его любовь несколько этапов. Сначала его любовь бывает слишком восторженной, слишком пылкой, его возлюбленная ещё была свободна. Потом, когда она уже была замужем, чиновник как бы успокаивается, посылает ей записку и гранатовый браслет, который был семейной драгоценностью. Он хотел этим подарком подчеркнуть, как он дорожит княгиней, как восхищается ею. Потом ему возвращают этот браслет, и сердце чиновника не выдержало. Его хотели лишить последней надежды, надежды тихой, безответной любви. Он же не мыслил своей жизни без одной минуты без преклонения перед этой женщиной. Генерал Аносов, который нянчил княгиню ещё в детстве, говорит ей о той великой, самоотверженной и настоящей любви, какая бывает в жизни. И лишь после смерти Желткова, простого чиновника, княгиня Вера догадывается, какой была любовь Желткова. Слушая сонату, которую он предложил ей прослушать, читая его последнее письмо, она поняла, каким великим был этот маленький чиновник в своей любви, она освещала всю его жизнь, наполнила её смыслом, потому что он жил ради княгини Веры. Желтков нёс эту любовь в своём сердце и был по-настоящему великим.
В отличие от Пушкина, автор "Обломова" не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в "Сне Обломова". Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня была первым учителем героя. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
- Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? - спрашивал ребенок.
- Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он "в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода". В "Сне Обломова" указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: "Она повествует ему.. .об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем". Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: "Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот". Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: "Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах.. .ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни".
Образ няни в "Сне Обломова" абсолютно верен реальности. В "Обломове" Гончаров перечислил, очевидно, лишь малую часть исполнительского репертуара Аннушки. Несомненно, в запасе у нее было бесчисленное множество не только сказок, но и песен, поговорок, былин.